Проблема любой энергетической станции – ее огромные размеры и стационарность. Любой запас топлива, а тем более использование природных сил – водяной поток, воздушные ветряки, «привязывают» станцию к месту. Но и строить такие объекты приходится не там, где хотелось бы и где нужно, а там, где это позволяют условия.
Это делало задачу поставки электроэнергии в труднодоступные районы крайне сложной.
Мобильная атомная станция
Советский Союз активно развивал это направление. По сравнению с обычными вариантами АЭС отличаются крайне высоким КПД. исключительной компактностью и стабильностью работы. Именно компактность и очень небольшое количество «топлива» и обеспечило возникновение интересной идеи: установить АЭС на колеса.
- Разработки начались в 1973 году в Белоруссии. Здесь создали конструкторское бюро на базе Академии Наук и занялись проектированием мобильного устройства.
Задача была непростой. Важно ведь не только создать атомный блок, но и разработать систему охлаждения. А в условиях «жизни на колесах» доступный вариант был только один – воздушный. Но он никуда не годился. Так что основной проекта стал водо-водяной ядерный реактор.
- Даже первые экземпляры были насколько малы, что их можно было установить на танковые шасси. Срок эксплуатации ограничивали, так как полной уверенности в стабильности работы не было.
ПАЭС «Памир»
К 1985 году 2 установки был готовы. Представляли они собой 2 полуприцепа на военных тягачах. Здесь в металлических контейнерах помещались собственно реактор и турбореактивная система охлаждения. Еще 2 автомобиля везли компьютерную систему для управления и 28 человек обслуживающего персонала.
Благодаря проходимости машины станции можно было оттранспортировать в самые труднодоступные участки: горы, крайний север. В тестировании участвовали оба образца. Сначала их испытывали на стенде, а затем в разных рабочих режимах в реальных условиях. До 1985 обе станции дважды выходили на проектную мощность.
Однако к испытаниям на горных плато дело не дошло. Авария на Чернобыльской АЭС заставила СССР свернуть вообще все атомные проекты.
Конструкционные особенности
Безопасность мобильной установки априори хуже, чем у стационарной. Хотя бы потому что нет возможности оборудовать вокруг реактора на колесах бетонные стены. Конечно же взрыв на стационарной ЧАЭС сильно отбросил назад такие исследования. Но кроме этого, у самой конструкции «Памир» были свои недостатки.
Так как вода недостаточно сильно охлаждала реактор, в качестве теплоносителя использовался тетраоксид диазота. Вещество крайне агрессивное, особенно при кипении и конденсации. Это приводило к слишком быстрому износу турбогенераторов и выходу их из строя. В смесь добавили монооксид азота, что снизило коррозийность, но полностью проблему не решило.
Возникла и другая трудность. Утечка такого теплоносителя приводила к тяжелому отравлению и смерти. При нарушении герметичности тетраоксид мгновенно реагировал с водой до азотной кислоты. При прорыве трубопровода так погиб один из испытателей.
Закрытие проекта
Можно ли решить эту задачу или нельзя, осталось неизвестным. После Чернобыльской аварии по решению Совмина работы были свернуты, а проект законсервирован. Оборудование практически полностью утилизировано. Сохранились отдельные детали: конструкция активной части реактора – используется в качестве декоративного фонаря на территории ядерного института, да трубы из нержавеющей стали.
Не так давно интерес к передвижным атомным станциям снова появился. Что ж, может быть советские разработки и послужат народу?