Найти тему
Нижегородский Мечтатель

«Частный» набег США на Корею, XIX век. Часть 2-ая. Плачевный конец шхуны «Генерал Шерман»

Итак, Престону прохладно отказали. Во-первых, начинать торговлю корейцы не собирались, а во-вторых (в этом заключалось самое главное) чиновники изрядно нервничали. Уж слишком шхуна была не похожа на залетного «торговца», это отметили наметанным взглядом еще другие европейцы, когда «Генерал Шерман» покидал Тяньцзинь.

Корейские власти имели все основания подозревать, что имеют дело с авангардом карательной французской экспедиции, намеревавшейся отомстить за антикатолические гонения и гибель миссионеров, зачем-то притворяющимся торговцами. (Карательный рейд французов в Корею состоялся позже, в период 16 октября – 12 ноября 1866 года.)

Корейцы в некоторой растерянности пытались затянуть время, приказав Престону и его капитану подождать, под предлогом того, что чиновникам надо посоветоваться с вышестоящими инстанциями. Но… «Генерал Шерман» неожиданно двинулся вверх по реке по направлению к Пхеньяну. Остается загадкой, что было причиной подобного, воистину, ослиного упрямства. Вокруг этого инцидента сложилась определенная «мифология», как с той, так и, с другой стороны.

В современных северокорейских публикациях господствует мнение, что, поднимаясь вверх по реке, экипаж «Шермана» бесчинствовал напропалую – грабежи, насилие поджоги деревень. Англо-американские статьи мягко настаивают лишь на том, что миссионер Томас раздавал крестьянам библии и проповедовал (не точно, но предполагается, что корейским языком он на определенном уровне владел). В некоторых кругах к северокорейской информации, принято относится с пафосным пренебрежением (дескать, все излишне ангажировано), вот только последующие события заставляют сомневаться в «мирном путешествии». К тому же западные источники на этом этапе, уже скромно помалкивают о… торговле. А как же с ней – со всеми этими тканями и «посудками»? А никак – все уже забыли.

«Миссия» постоянно получала от местных властей требования убираться, но все эти предписания пренебрежительно игнорировались. Наконец, Престон и Пейдж добрались до Пхеньяна. Но все же лоцманов они наняли не очень способных. Вот не учли китайские специалисты, тот факт, что высокая вода в реке стоит из-за проливных дождей – собственно, это и позволило шхуне добраться до Пхеньяна. А как плыть назад? Ведь вода спадет. В оправдании лоцманов-китайцев, можно допустить, что их мнения не особо спрашивали.

Корабль-черепаха
Корабль-черепаха

«Генерал Шерман» бестолково крутился в виду Пхеньяна. По приказу регента губернатор Пак Гюсю сделал Престону «последнее» предупреждение – если «миссия» не отправится восвояси, их всех казнят. И вот тут «внезапно» пошел спад воды – пришлось продвигаться уже с осторожностью. Далее события развивались уже стремительным образом.

27 августа с борта была спущена шлюпка, предполагалось раздобыть на берегу провизию. Навстречу шлюпке шла джонка с корейским чиновником И Хён Иком и двумя его подручными. Корейцев не мудрствуя лукаво, просто взяли в заложники и доставили на борт. Вот это поворот. (Еще раз спрошу – а как же мирная торговля?) Губернатор Пак потребовал немедленно вернуть его подопечных, и каково же, наверное, было его удивление, когда «мирный торговец» потребовал за возврат И Хён Ика энное количество риса, золота, серебра и женьшеня. Это был уже откровенный бандитизм и становилось все яснее, что эпопею с «негоциантами» пора заканчивать. Чем думал бостонский бизнесмен Престон – осталось загадкой.

Пушки с "Генерала Шермана"
Пушки с "Генерала Шермана"

К берегу с корабля направилась еще одна лодка, а там тем временем собралась уже толпа корейцев, возмущенно требовавших возврата захваченных чиновников. Из шлюпки же, по-корейски выкрикнули (вероятно, это был Томас, больше некому), что переговоры будут вестись только в том случае, если американцев пустят в город. В ответ толпа забросала шлюпку камнями, а корейские солдаты дали залп из ружей, а также луков. Но стреляли, по-видимому, плохо – лодка с «дипломатом» - миссионером убралась к шхуне без жертв. «А Шерман» тем временем крепко сел на мель в буквальном смысле слова.

Здесь есть некоторая путаница – не удалось точно понять, когда произошла эскалация конфликта, связанная с захватом И Хён Ика – до того, как шхуна села на мель или же после. В любом случае это было начало конца для бравых янки. Каким-то образом, в создавшемся хаосе, корейскому офицеру Пак Чон Уну удалось выдернуть шлюпку с чиновником из загребущих лап американских негоциантов и спасти И Хён Ика, вот только двое других клерков, рангом поменьше, погибли в этой схватке. (Плакали и рис с золотом и серебро с женьшенем.)

-3

В ответ «Шерман» дал зал по берегу из своих пушек – погибло семеро гражданских. Сразение продолжалось несколько дней. Сначала шхуну, севшую на мель, пытались взять кораблем - «черепахой» (обитым металлическими листами и воловьими шкурами, с одной пушкой), но неудачно. Потом брандерами – лодками, груженными дровами, серой и селитрой. Первая «связка» промахнулась, вторую отбили, а вот третья атака была удачной – «Генерал Шерман» полыхнул. Экипаж прыгнул за борт и… до берега добрались лишь Томас и Чао Линг. Оба были убиты разъяренной толпой не берегу. Не выжил никто.

Опять о мифологии – на Западе из миссионера Томаса попытались сделать «святого», закрыв глаза на то, что миссионер путешествовал в не очень подходящей компании. А вот в Северной Корее считается, что атакой на шхуну руководил никто иной как прадед Ким Ир Сена – молодой храбрый староста Ким Ын У. При все уважении к Кимам, в этом есть большие сомнения, все же в документах он нигде не фигурирует. А вот северокорейское же мнение о том, что «путешествие» бостонца Престона было провокацией – я всецело поддерживаю.

Корея была вынуждена скрыть от американских властей обстоятельства этого инцидента. Любопытно, что уж очень быстро американские власти стали интересоваться судьбой «Генерала Шермана» и Престона, и это в 1866 год. Страна только еще оправлялась после изнурительной Гражданской войны, кого спрашивается, мог интересовать отдельно взятый «свободный торговец» - десятки таких кораблей в год отходили от обоих побережий США, и далеко не все прибывали в пункт назначения согласно условному сроку. Здесь были и обычные «торговцы», и авантюристы – по одной из версий Престон намеревался добыть некие золотые гробницы.

Современная северокорейская марка
Современная северокорейская марка

Но интерес правительства США (да еще и так оперативно) мог проявится только в одном случае – если миссия «Генерала Шермана» была «особенной». Что же, деляга Престон сделал своё дело и после раскачки в американской прессе: «Надо наказать этих варваров!», в 1871 году состоялась карательная экспедиция в Корею. Под предлогом окончательного выяснения судьбы экипажа «Генерала Шермана», а на самом деле – опять с попыткой навязать торговый договор. Несмотря на военную победу американцев 1871 году, Корее еще пять лет удавалось держаться в русле изоляционизма.

Итоговый результат был достигнут. Провокация – гибель экипажа (к вящему сожалению, в мученики их записать не получилось, слишком уж Престон и его команда не были похожи на невинных агнцев) – «акт возмездия» и навязывание неравноправного договора, открывающего Корею сначала для Японии, а потом и для европейских стран. Но вот только никак не возьму в толк – на что надеялся бостонец Престон? Вряд ли он добровольно согласился принести себя в жертву интересам США, «беднягу» просто использовали в темную, наобещав барышей.

P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.