Советское метро было лучшим в мире. И конечно же №1 - московский метрополитен. Метрополитены в Ереване, Тбилиси, Нижнем Новгороде - упрощенные копии московского, и по дизайну, красоте, комфорту на порядок превосходят Прагу или Мюнхен. Станции московского метро специально создавались как шикарные подземные дворцы, чтобы ошеломить не только иностранцев, но и гостей столицы. Сами-то москвичи уже привыкли и воспринимали такую красоту как должное. Впрочем, если вы посмотрите внимательно, то станции первой очереди выглядят довольно скромно и аскетично ("Парк культуры" и так далее). А вот после войны начали строить настоящие подземные храмы.
Еще до войны на Арбатской площади был разбит скверик и небольшая детская площадка. Вот снимок 1945 года.
5 апреля 1953 года, всего через 8 лет, на площади вдобавок к имеющемуся вестибюлю "Арбатской" Филевской линии, появился еще один. Станция "Арбатская" синей ветки была открыта в рамках перегона от Площади Революции до Киевской. В самом деле, наземный вестибюль мало отличался великолепием от самой платформы. Посмотрите, настоящее произведение искусства!
Саму "Арбатскую" создала команда архитекторов под руководством Леонида Михайловича Полякова. При отделке использовался красный мрамор, черный гранит, глазурованная плитка. Можете назвать какую-то более шикарную станцию московского метро? Ну разве что "Маяковская".
Добавлю, что длина платформы составляет 220 метров. Это была самая длинная станция московского метрополитена до открытия "Воробьевых гор" (282 метра).
А что же с вестибюлем?
В 1979 - 1987 годах на Арбатской площади воздвигли новое гигантское здание генерального штаба, из-за чего снесли целый квартал ценных исторических зданий. Некоторые из них вы можете видеть на фото слева.
Скриншот с Яндекс-панорам 2021 года с той же точки.
После строительства генштаба наземный вестибюль "Арбатской" оказался вмонтирован в него. С тех пор вестибюль снаружи никто не видит. Узнаете строение за деревьями?
Вот вид примерно с той же точки. Старого вестибюля нет, он скрылся в здании генштаба.
Зато внутри бывали, думаю, практически все москвичи.
Вот такая любопытная история.