Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Нефть, продовольствие, испанская республика (или при чем здесь Крым?).

История очень любит заплетать «бусинки» интересных фактов в нить событий, и если не заниматься «глобализмом», и не скакать «галопом по Европам», то удивительные факты можно найти совсем рядом. Так было и на сей раз.

Танкер компании Campsa
Танкер компании Campsa

Началось все с забавного случая в порту Виго, в начале 90-х годов ХХ века, когда остановившись спросить дорогу у трех милых старушек, я зацепил интересную историю, связанную…

Ладно, не будем спешить, об всем по порядку. Осознав, что мне проще показать дорогу, чем объяснить, как добраться, веселые старушки вызвались проводить меня. На вопрос кто я и откуда (и почему так плохо изъясняюсь на испанском), я привычно ответил, что «русо маринеро». И тут бабульки напряглись, и потребовали «тархета маринеро» (карточку моряка). Я полез за паспортом и начал вытаскивать его из обложки прочитала одна из них.

«Ukrainа ¿Qué quiere ser esto?» И тут одна из них увидела мой старый паспорт СССР, который зачем-то лежал в той же обложке. «Русо! Русо! Совъетико!», щебетала она тыкая в красный паспорт. Далее, даю приблизительный перевод: «Я же говорила, что русские не такие как вам о них рассказывают, они отличные ребята!» И тут она поведала интересную историю, (которую я, из-за своего слабого знания языка, к сожалению, не сумел понять полностью), но понял, что она родом из Картахены, и что у нее был когда-то возлюбленный русский, который пришел на корабле в ее родной город из русского порта «Teodosia», но сам он был из города …

И тут старушка запнулась. «¿Sebastiano? ¡No!... Seba… Seva…» И тут меня черт дернул показать пальцем в своем паспорте нужное слово: «¡Pues que sí, señor! ¡Sebastopol!» («Именно так! Севастополь!»). «да, все верно, он говорил, что это прекрасный город, на берегу моря, он рассказывал что-то о его истории…». И, вот тут впал в ступор я. Я не понимал, о чем она говорит, и как такое могло быть. Я посчитал тогда все выдумкой или путаницей. А, зря.

Это потом, спустя много лет спустя, разбирая документы, я понял в чем дело, и очень пожалел, что не расспросил «бабулю» о тех событиях подробно. Я всегда тепло относился к Испании, к ее народу. Заходя в испанские порты, я много раз убеждался в том, что симпатия между нашими народами продолжает жить (несмотря на все усилия политиков и годы правления Ф.Франко).

На события в Испании в 1936 году СССР откликнулся сразу. Первое продовольствие Испания получила абсолютно бесплатно, в СССР был организован сбор средств. На 5 августа сбор средств на текущий счёт Всесоюзного центрального совета профсоюза (ВЦСПС) №159783, в фонд помощи испанским борцам за республику, открытый по обращению Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов СССР, дал сумму в 12 мил. 145 тысяч рублей. Первый секретарь ВЦСПС Н.М.Шверник внес эту сумму в Госбанк и предложил последнему перевести соответствующую сумму во французских франках - 36 мил. 435 тысяч франков, на имя премьер-министра Испанской Республики гражданина Хираль в распоряжение испанского правительства.

Потом пошли транспорты с продовольствием: «Нева» (капитан – Кореневский, рейс Одесса-Аликанте), «Кубань» (капитан Вислобоков, рейс Одесса-Аликанте), «Зырянин» (капитан Борисенко, рейс Одесса-Барселона) и.т.д.

Рейсы транспортов с продовольствием, естественно, вызвали «вой» о том, что русские поставляют оружие.

В связи с кампанией, которую развернули антисоветские и фашистские круги, обвиняющие СССР в доставке оружия в Испанию, заслуживает внимания статья Андре Пьер в «Эвр»: «Два француза, находившиеся последние недели в Одессе и присутствовавшие при погрузке советских судов «Нева», «Кубань» и «Зырянин», утверждают, что на указанные суда не было погружено никакого оружия и весь груз их состоял из продовольствия «для женщин и детей Испании». С другой стороны, подписка в пользу Испанской республики, проводимая Центральным советом профсоюзов, достигла на 12 октября значительной суммы в 78 миллиона франков…

Несмотря на утверждения Гранди, ни один советский самолет не был сбит за все время гражданской войны в Испании, и испанские мятежники не располагают ни одним документом, свидетельствующим о нарушении Советским Союзом договора о невмешательстве. Если бы они такой документ имели, они поторопились бы довести о нем до сведения международного общественного мнения задолго до заседания лондонского комитета».

Первым судном, везущим оружие стал стал испанский танкер «Campeche» (6300т.). Почему танкер? Да, потому, что топливо для Испании пошло раньше, чем оружие, (а продовольствие пошло еще раньше, чем нефтепродукты).

Поставкой нефтепродуктов в Испанию монопольно занималась одна единственная компания Compañía Arrendataria del Monopolio de Petróleos, SA (CAMPSA). Во время мятежа, часть компании оказалась в руках мятежников. На стороне правительства остались: центральное управление в Мадриде, лаборатория, комплекс хранения нефтепродуктов в Барселоне, нефтяные терминалы и 9 из 11 танкеров. Ее танкера начинались с приставки "CAMP": "Кампоамор", "Кампеадор", "Кампоманес", "Кампосано" и.т.д.

Сложность была в другом. «Кусочек» бывшей компании «Стандард Ойл» (разделенной по решению суда) по имени «Chevron» имел техасскую «дочку» по имени «Texaco», в руках которой и находилась вся торговля с Испанией. Вот она-то и попыталась экономически «торпедировать» левое республиканское правительство. Председатель совета директоров компании «Texaco», норвежский эмигрант Торкилд Рибер, узнав о мятеже, поспешно направил радиограмму, в которой танкерам предписывалось изменить курс и следовать в один из портов, занятых мятежниками, с тем чтобы передать им бензин в кредит. Это был первый шаг в политике систематической помощи Франко, которую в течение всей войны проводили нефтяные тресты США.

Компания «Texaco» разорвала договор, и предприняла меры по налаживанию отношений с той частью компании CAMPSA, которая осталась у мятежников.

А, потому, испанцам пришлось искать новых поставщиков. На выручку пришли три страны Румыния, Мексика и СССР. Вскоре, Румыния, под давлением Германии официально отказалась от поставок нефтепродуктов Испании (но продолжала поставки по «серым» схемам). Румыны поставляли, прежде всего авиационный высокооктановый бензин, производство которого еще не освоили в СССР. На протяжении всей Гражданской войны именно СССР и Румыния были основными поставщиками нефтепродуктов (доля Мексики, естественно, была намного меньше). В 1936 году Мексика поставила 1,3 тыс. т., Румыния 66 тысяч, СССР 111 тысяч тонн нефтепродуктов.

Уже 17 августа 1936г. на Политбюро ЦК ВКП(б) утвердили решение «Обязать НКВТ немедленно продать испанцам мазут по пониженной цене в необходимом количестве на самых льготных условиях.» Выполнение постановления возложили на народного комиссара внешней торговли С.К.Судьина.

18 августа 1936 г. в 14.42 Сталин телеграфировал из Сочи в Москву Кагановичу и Чубарю «Считаю необходимым немедленную продажу нефти испанцам на самых льготных для них условиях, если нужно, со скидкой в цене. Если испанцы нуждаются в хлебе и вообще продовольствии, нужно им продать все это на льготных условиях. Сообщите, сколько нефти доставлено уже нами испанцам. Обяжите Внешторг действовать быстро и аккуратно. Сталин.»

18 августа Каганович, Орджоникидзе, Чубарь телеграфировали Сталину: «Заслушано сообщение тов. Судьина о ходе продажи нефти испанцам. Установлено, что на 18.08. продано мазута 6 тысяч тонн, вызван еще один танкер для налива нефти».

Это был первый рейс испанского танкера за советской нефтью.

-2

Оружие пошло в Испанию чуть позже. Во время своего третьего рейса (26.09. - 04.10.1936г.) Феодосия – Картахена танкер «Campeche» доставил в Испанию первую партию оружия для Испании.

Эта партия вооружения шла для испанцев тоже без оплаты. А, вот здесь начинается самое интересное… А, почему первым портом стала Феодосия? Ну, для этого тоже есть причина. Что в нее входило? Тоже интересная история.... Смотрим?