Чехия: Четверть века назад из цехов завода в Пльзене вышел трамвай Astra – первый, произведенный Skoda Group. Выпуск трамвайных вагонов предприятие освоило в условиях кризиса отрасли в стране. На текущий момент портфель заказов компании с учетом опционов к действующим контрактам включает 475 трамваев для 13 городов в 4 странах Европы. Skoda Group также внедряет новые технологии: недавно она показала уникальную для трамвайного рынка технологию наклона кузова и сейчас работает над проектом беспилотного трамвая.
Предыстория трамваестроения в Чехии
В Чехии до появления Skoda Group ключевым производителем трамваев была ČKD, основанная в 1927 году путем слияния двух небольших компаний, выпускавших оборудование для ГЭС и технику для шахт и пищевой промышленности. После окончания Второй мировой войны ČKD была национализирована, а номенклатура производимой продукции расширена. В частности, дочерняя ČKD Tatra сосредоточилась на выпуске трамвайных вагонов. Ее модель Т3, собиравшаяся с 1961 по 1997 год, была внесена в книгу рекордов Гиннесса как самая массово выпускаемая, а ČKD — как крупнейший производитель трамваев в мире. За все время было произведено 13,7 тыс. таких машин, из них 11,3 тыс. было поставлено в СССР. Однако после распада Советского Союза компания начала стремительно терять рынки сбыта в Центральной и Восточной Европе. В 1994 году она была приватизирована чешским правительством, однако это не спасло ее от банкротства. В 2001 году производственные мощности ČKD Tatra были проданы Siemens Mobility.
Появление нового игрока на рынке
Эстафету выпуска трамваев в Чехии перехватила Skoda Plzen. У компании в 1922-1954 годах был опыт производства электродвигателей, контроллеров водителей и других компонентов для трамваев. Поставки шли исключительно на внутренний рынок. В начале 1990-х годов Skoda Plzen восстанавливает компетенции по выпуску трамвайных электродвигателей, поставляя их крупным производителям в Португалию, Германию и США.
В 1995 году Skoda Plzen создает дочернюю компанию Skoda Dopravní technika для выпуска подвижного состава. Первыми моделями трамваев стали односекционные Skoda 01T и Skoda 02T. По сути, это были модернизированные трамваи T3, в которых было заменено электрооборудование и обновлен салон. Город Пльзен получил 26 трамваев Skoda 01T, город Либерец — 20 Skoda 02T.
Создание первого трамвая Skoda
Параллельно компания вела разработку своей собственной машины. В 1996 году она создала совместное предприятие с чешской Inekon Group, которое просуществовало до 2001 года. Большая часть работ по проектированию нового трамвая была отдана Inekon. К тому моменту компания смогла собрать достаточно сильный штат инженеров и конструкторов, которые ушли из терпящей убытки ČKD. В то же время сборка двух прототипов на заводе в Пльзене была возложена на Skoda. Кроме того, она вместе с австрийской Elin EBG Traction поставила для машин электрооборудование.
Первый трамвай, получивший название Astra 03T, был представлен на международной выставке машиностроения в Брно в 1997 году. Это была трехсекционная частично низкопольная модель с двумя тележками и четырьмя дверьми с правой стороны (две двустворчатые в средней секции, одна одностворчатая в головных). Электрооборудование было размещено на крыше, что позволило трамваю использовать технологию рекуперативного торможения. В ходовой части использовано четыре асинхронных двигателя мощностью 85 кВт. Средняя секция была низкопольной с высотой над уровнем рельса 350 мм. Остальные секции имели высоту 780 мм. Пассажировместимость Astra 03T составляла 155 человек, включая 42 места для сидения, максимальная скорость — 70 км/ч.
Всего в 1997-2005 годах было выпущено 48 трамваев Astra в различных модификациях для чешских городов и 10 трамваев Astra с двумя кабинами водителя для американских городов Портленд и Такома. Любопытно, что после 2001 года Inekon в кооперации с городским перевозчиком Остравы DPO продолжила выпускать практически идентичные трамваи Astra, но уже под другим названием Trio.
Дальнейшее развитие трамвайной линейки
Выход из совместного предприятия с Inekon и необходимость сохранения конкурентоспособности на рынке потребовали от Skoda разработки нового семейства трамваев. Так, в 2003 году был собран пятисекционный Vectra 05T, который не пошел в серийное производство, но послужил прототипом для семейства Electra.
Две головные и две промежуточных секции были взяты из модели Astra и немного модернизированы, в то время как еще одна промежуточная секция, расположенная в центре, создавалась с нуля. За счет использования двух неповоротных тележек во второй и четвертой секциях удалось сделать их низкопольными (при этом высота пола в головных секция была на уровне 780 мм, секции посередине — 620 мм). Как и у Astra электрооборудование разместили на крыше, но количество асинхронных двигателей увеличилось до 6 единиц, а мощность каждого выросла до 90 кВт. Пятисекционный трамвай длиной 32 м мог вмещать 330 пассажиров, включая 66 мест для сидения. До 2014 года, когда началось производство Skoda ForCity Plus 30T, это был самый длинный трамвай, когда-либо выпущенный в Чехии.
На этой модели были отработаны новые решения, примененные в дальнейшей линейке трамваев компании. Там впервые были опробованы как новые тяговые и статические преобразователи самой Skoda, так и тормозная система и сильфоны межвагонного перехода от чешских DAKO и BAVO, а также была протестирована отделка кузова из клееных алюминиевых листов. Vectra 05T служила также и для проверки возможности опускания пола над колесами.
В 2005 году после смены названия на Skoda Transportation компания выпускает первый пятисекционный трамвай Electra 14T для Праги. Дизайн машины был разработан Porsche Design Group. Также, как и в модели Vectra, две низкопольные секции опирались на неповоротные двухосные тележки. С правой стороны трамвая разместились входные двери (две двустворчатые в четных секциях, одна одностворчатая в конце пятой секции и одностворчатая для водителя). В отличие от предыдущих моделей Electra 14T управляется не педалями, а рычагом в левой руке машиниста. Трамвай может подниматься по склонам до 85‰. Он оснащен тремя типами тормозов: электрогидравлическим, электромагнитным и электродинамическим с рекуперацией энергии. Мощность, а также количество электродвигателей идентична модели Vectra.
Всего в 2005-2009 годах было выпущено 60 пятисекционных трамваев Electra 14T, которые были введены в эксплуатацию в Праге. Машина подверглась резкой критике со стороны пассажиров. Так, они жаловались на высокий уровень шума в салоне, в связи с чем в обиходе трамвай прозвали «металлургический завод», узкий проход между сидениями, неудобное расположение поручней и дверей, отсутствие системы кондиционирования воздуха. В свою очередь городской перевозчик чешской столицы жаловался на тележки, которые разрушали рельсы в местах поворотов.
В то же время все вышеперечисленные недостатки не повлияли на востребованность различных модификаций этой модели. Так, Skoda Transportation получила контракт на поставку 49 пятисекционных трамваев для чешского Брно, 48 пятисекционных Elektra 16T и Elektra 19T для польского Вроцлава и 9 четырехсекционных трамваев Elektra 06T для итальянского Кальяри.
Создание первого низкопольного трамвая
Хотя трамваи Elektra имели успех как в Чехии, так и за рубежом, руководство Skoda решило создать полностью низкопольный трамвай ForCity 15T (ForCity Alfa). Он был представлен в 2008 году и стал первым в семействе ForCity. За 14 лет компанией было выпущено 500 трамваев этого семейства.
Машина была разработана специально для участия в тендере на поставку 250 трамваев в Прагу. Позднее та же серия только с некоторыми модификациями была заказана Ригой. Интересно, что в 2013 году компания подписала соглашение с китайской CSR Sifang о производстве ForCity 15T по лицензии. Первый прототип был выпущен в 2014 году, однако уже в 2015 году CSR Sifang представила свой трамвай на базе ForCity Alfa, получивший обозначение 27T.
Главной инновацией низкопольного трамвая ForCity 15T стала поворотная тележка, позволяющая проходить кривые радиусом в 15 метров для трехсекционной модификации и 18 м для четырехсекционной. Две таких тележки размещены под головными секциями, в свою очередь на стыке с промежуточными секциями установлены тележки Якобса. Конструкция внешнего и среднего колеса практически одинакова. Каждое колесо приводится в движение синхронным двигателем мощностью 46,6 кВт с постоянными магнитами. Трамвай не имеет классических двойных колес, каждое колесо имеет свою короткую ось, что позволяет трамваю проходить повороты без продольных скольжений. Вход в трамвай обеспечивается шестью двухстворчатыми сдвижными дверями (по две на каждой секции с правой стороны), водитель имеет также собственную дверь. Пассажировместимость трехсекционного трамвая ForCity Alfa составляет 189 человек, включая 61 место для сидения, четырехсекционного — 255 человек при 79 сидячих местах. Максимальная скорость — 60 км/ч для Праги и 70 км/ч для Риги.
Выход на зарубежные производственные мощности
Еще одним важным этапом в истории Skoda стало приобретение в 2015 году у компании Transtech завода в финском Отанмяки. Данная площадка стала уже четвертой в дополнении к предприятиям в чешских Пльзене, Остраве и Шумперке. Вместе с заводом у Transtech были выкуплены права на производство подвижного состава, в том числе низкопольных трехсекционных трамваев Artic. Первые два прототипа были собраны Transtech в 2013 году в рамках контракта на поставку 40 трамваев для Хельсинки. Серийное производство было запущено уже после поглощения завода в 2015 году. В линейке компании трамвай получил обозначение ForCity Smart.
В основу технического решения положены свободно вращающиеся тележки, которые до этого момента редки встречались в низкопольных трамваях. Такое условие было прописано в тендерной документации, так как трамвайная сеть финской столицы полна крутых поворотов и подъемов. Трамвай оснащен четырьмя такими тележками и восемью ведущими осями. Восемь тяговых асинхронных двигателей мощностью 65 кВт каждый с воздушным охлаждением и коническими редукторами питаются попарно от тяговых преобразователей. Кузов теплоизолирован, имеет двойное остекление, оснащен системой отопления и кондиционирования воздуха. Трамвай длиной 27,6 м может вмещать 199 пассажиров, включая 74 места для сидения. Он оборудован системой рекуперативного торможения, полученная энергия от которой используется для обогрева салона.
Недавно Skoda показала работу системы книлинга в трамваях ForCity Smart X54. Решение было взято из автомобильной промышленности, в частности оно применяется в автобусах (в открытых источниках информацию о внедрении подобной технологии другими производителями трамваев найти не удалось). Каждая дверь оснащена специальной кнопкой, при нажатии на которую трамвай начинает наклонять свой кузов, понижая уровень пола, и затем открывает двери. На это требуется около 10 секунд, однако Skoda заявляет, что работает над ускорением этого процесса.
На текущий момент Skoda поставила 93 трамвая ForCity Smart в Финляндию и Германию. Судя по портфелю заказов, эта модель является самой востребованной в линейке компании. Он сейчас выглядит следующим образом:
- Пльзень, Чехия (22 трехсекционных трамваея ForCity Smart 40T)
Острава, Чехия (35 двухсекционных трамваев ForCity Smart 39T с опционом на 5 единиц)
Брно, Чехия (5 трехсекционных трамваев ForCity Smart 45T с опционом на 35 единиц)
Регион Рейн-Неккар, Германия (80 трехсекционных трамваев ForCity Smart 36T длиной от 30 до 60 м с опционом на 54 единицы)
Федеральная земля Бранденбург, Германия (35 трехсекционных трамваев ForCity Plus с опционом на 6 единиц)
Бонн, Германия (26 трехсекционных трамваев ForCity Smart 41T с опционом на 12 единиц)
Братислава, Словакия (30 пятисекционных трамваев ForCity Plus с опционом на 10 единиц)
Хельсинки, Финляндия (29 пятисекционных трамваев ForCity Smart Artic XL и 23 пятисекционных трамваев ForCity Smart Artic X54)
Тампере, Финляндия (8 трехсекционных трамваев ForCity Smart Artic с опционом на 38 единиц).
По оценкам SCI Verkehr, в 2020-2022 годах по объемам поставок на Skoda Group приходится 3% мирового рынка трамваев. Если говорить о выполненных поставках, то сегодня трамваи Skoda Group эксплуатируются в 19 городах: Прага, Пльзень, Брно, Острава, Оломоуц, Мост (Чехия), Братислава (Словакия), Хемниц, Шенайхе (Германия), Хельсинки, Тампере (Финляндия), Портленд, Такома (США), Кальяри (Италия), Вроцлав (Польша), Эскишехир, Конья (Турция), Мишкольц (Венгрия) и Рига (Латвия).
Skoda делает ставку на технологии городского транспорта
Летом этого года Skoda Transportation в третий раз в своей истории сменила название на Skoda Group. Однако в планах компании до 2029 года полностью отказаться от слова Skoda в названии. Соответствующее соглашение было подписано между инвестиционной группой PPF, владеющей Skoda Group (в нее входят четыре подразделения: подвижной состав и цифровые технологии, компоненты, обслуживание и автобусы), и группой Volkswagen, которой принадлежит автомобильный бренд Skoda Auto. Стороны заявляют, что соглашение призвано положить конец «частой путанице». Согласно опросу, проведенному для Skoda Group в прошлом году, 93% опрошенных респондентов ассоциирует бренд Skoda именно c автомобильным бизнесом.
В декабре Skoda Group выделила цифровые технологии в отдельное направление бизнеса. Подразделение будет реализовать собственную стратегию до 2030 года без привязки к поставкам подвижного состава. Основные продукты на первом этапе – ПО для управления транспортом, решения по предиктивной аналитике, а также различные другие информационное системы. Также компания заявляет, что работает с компанией O2 Czech Republic, корпорацией INTENS и Университетом Западной Богемии над проектом по разработке беспилотного трамвая.
Агрессивную ставку на технологии подтверждают финансовые показатели. Так, в 2021 году Skoda Group направила более 13% от выручки на исследования и разработки. При выручке в €604,4 млн инвестиции в R&D составили €81,1 млн (+20,3% к 2020 году). Стоит отметить, что и годом ранее Skoda также почти в 1,5 раза до €65,4 млн увеличила расходы на НИОКР по сравнению с 2019 годом.
В последние годы Skoda Grup предпринимала попытку выйти и на возрождающийся рынок трамваев в России. В конце 2019 года компания создала совместное предприятие с «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) по производству подвижного состава для городского транспорта, а в 2020 году российский производитель приобрел долю в заводе «Вагонмаш» в Петербурге (Skoda была его участником с прицелом на рынок метро в России). Разрабатываемые трамваи рассматривались в том числе к поставкам в Москву, но в дальнейшем c учетом сжатых сроков поставок СТМ выбрала российского партнера в лице УКВЗ, однако позднее контракт был разорван городом. На фоне геополитической ситуации Skodа и СТМ приняли обоюдное решение о завершении совместных российских проектов. Сейчас СТМ самостоятельно продолжает разработку трамвая, опытный образец которого парируется представить в 2023 году. В машине применяются наработки, полученные ранее в рамках партнерства с чешским производителем.
Больше материалов - в нашем Telegram-канале: https://t.me/rollingstock