Этот истребитель помнит небо войны. В экспозиции "Соколы Родины" Музея техники Вадима Задорожного расположился истребитель Як-3 c заводским номером 1712. Вокруг истории этого самолета возникло множество слухов и баек, есть несколько групп фанатов различных музеев, которые считают, что этот уникальный свидетель нашей истории должен находиться именно у них в музее.
Истребитель имеет очень сложную судьбу, много лет он находился в США, ну а мы изучим его историю с 1944 по 1947 годы. В этом нам поможет оригинальный формуляр самолета.
Як-3 1712 был выпущен на Саратовском авиационном заводе №292 и принят военной приемкой 26 июня 1944г, первый его вылет состоялся днем ранее, пилотировал его заводской летчик Иванов.
Самолет провел в воздухе 45 минут. 27 июня самолет с дарственной надписью "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага!" был вручен летчику Борису Еремину, ранее летавшему на самолете Як-1Б приобретенным Ферапонтом Головатым.
Интересно, но самолетов Як-3 с такой надписью было два, первый из которых был вручен Еремину на торжественном мероприятии 29 мая 1944 года, но тот самолет работал на летно-испытательной базе и был весьма "заезжен" заводскими испытателями. В дальнейшем первый самолет с надписью пытались сохранить, передав его после списания в Саратовский авиатехникум, но до наших дней он не дожил... При этом надписи на самолетах имели явные различия, что породило позже немало слухов и домыслов. Практически месяц Еремин ждал новый самолет, которым и стал Як-3 1712. В первых числах июля 1944 года Еремин сам перегнал истребитель в 6-ю Гвардейскую Истребительную Авиационную дивизию, в управлении которой и воевал. Техник самолета во всех его вылетах 1944 и до 9 мая 1945г был один, по фамилии Зуев. Уже в 70е годы, этот самый техник, сыграл большую роль в восстановлении исторического облика самолета. С 10 июля 1944 года Еремин начал выполнять боевые вылеты на своем новом Як-3, всего в июле он выполнил 9 боевых вылетов и перегон, с общим налетом 17 часов 40 минут из которых 6 часов занял перегон на фронт.
В августе 44 самолет первую неделю не поднимался в воздух. активные полеты начались 6 числа и далее самолет летал достаточно регулярно и выполнил 12 боевых вылетов с общим налетом 12 часов 35 мин.
В сентябре налет снизился до 9 вылетов и 10 часов 45 минут в воздухе.
Октябрь принес ожидаемо плохую погоду и снизившую интенсивность полетов до 5 вылетов и 6 часов налета. В ноябре всего 4 вылета, и именно в эти осенние дни, первые вылеты на Яке выполнил летчик В. Мясков, так же летавший в управлении 6 ГИАД.
В декабре 1944 года Як всего 4 раза поднялся в небо налетав чуть менее 3 часов. А затем самолет встал на ремонт и снова поднялся в небо только в апреле 1945г. Боевая работа была весьма активной, самолет выполнил 16 вылетов с налетом 13 часов 20 минут. В победном мае 1945 года самолет поднимался в небо 6 раз, в том числе 8 мая 1945г. После победы, самолет несколько недель провел на земле, а в июне на нем выполнили всего два вылета. Причем 6 июня на самолете заменили двигатель, установив новый М-105ПФ-2 с номером 522-457
Где то в середине июня самолет был доставлен в Москву, для участия в планировавшемся воздушном параде Победе, но авиационная составляющая была отменена по причине плохих метеоусловий. В июле самолет не летал, стоял на регламентных работах, а в августе 1945 года он выполнил 10 полетов с налетом в 13 часов 43 минуты.
8 сентября 1945 года Еремин в последний раз поднял свой именной Як-3 в небо на 25 минут. Этот вылет стал заключительным в летной биографии Як-3 1712. После него самолет был передан в учебной ангар Академии имени Жуковского. 24 октября Як-3 1712 и ЛА-7 И.Н.Кожедуба были отбуксированы из ангара Академии в сад ЦДКА, о чем имеются записи в формулярах обоих самолетов. Вот только адрес буксировки указан только в формуляре Ла-7, а в формуляре Яка указано расстояние в 5 км.
До 24 мая 1947 года самолет посещали многочисленные экскурсии офицеров слушателей различных военных академий. Последняя экскурсионная группа посетила Як-3 в ангаре Академии 7 января 1947 года. 24 мая 1947 года самолет был списан инспекторским свидетельством и передавался в Дом Авиации и ПВХО (ныне ЦДАиК ДОСААФ), как историческая ценность. Подписал это свидетельство капитан Науменко. Всего за свою летную жизнь на войне и после нее, самолет выполнил 84 полета с налетом 66 часов 45 минут. На этом месте я прервусь, а продолжение истории единственного сохранившегося, а не воссозданного из обломков Як-3 следует.