Московский ресторан «Арагви» вот уже несколько лет закрыт. Однако, ранее это место было довольно знаковым и повидало довольно много. В ресторане даже происходили съемки киноленты «Полицейская академия». Но, в конце июня 1941 года, буквально через несколько дней после начала немецкого вторжения на территорию СССР, в ресторане «Арагви» произошла важная встреча, которая могла кардинальным образом повлиять на происходящее. В этой стать мы хотим рассказать о том, какие территории Иосиф Виссарионович Сталин готов был отдать Адольфу Гитлеру, чтобы остановить вторжение Германии на территорию СССР.
В ресторане встретились двое
В конце июня 1941 года, в московском ресторане «Арагви» произошла встреча двух мужчин. Первый был Иван Стаменов, который на тот момент являлся послом Болгарии в СССР (Болгария являлась союзником Германии – прим.). Второй мужчина, представился Павлом Анатольевичем Павловым, который на тот момент являлся личным секретарем Лаврентия Павловича Берии (на момент встречи, Лаврентий Павлович занимал пост наркома внутренних дел – прим.). Но, фактически это был знаменитый чекист Павел Судоплатов, который являлся руководителем Особой группы НКВД.
Встреча произошла из-за задания, которое Судоплатов получил от Лаврентия Берии. Есть мнение, что именно это задание поручил выполнить Берии, сам Иосиф Виссарионович Сталин. Вот, что в последствии рассказывал Лаврентий Павлович на допросе уже в 1953 году: «26 или 27 июня Сталин вызвал меня к себе и поинтересовался, находится ли еще в СССР болгарский посол Иван Стаменов. Получив утвердительный ответ, Иосиф Виссарионович приказал конфиденциально провести через Стаменова зондаж позиции Германии». Согласно показаниям Берии, Иосиф Виссарионович Сталин приказал донести через болгарского посла, до немецкого руководства, следующие вопросы:
· Почему Германия нарушила пакт о ненападение и вторглась на территорию СССР?
· На каких условиях немецкое руководство готово прекратить вторжение?
· Устроит ли руководство Германии передача некоторых территорий СССР, в качестве аргумента для окончания вторжения. Среди территорий, которые могли отойти к Германии были:
1. Прибалтика
2. Украина
3. Бессарабия
4. Буковина
5. Карельский перешеек
· Если предложенные территории не устраивают немецкое руководство, то на какие территории претендует Германия, которая фактически вторглась на территорию СССР?
Сам Судоплатов также не ушел от ответственности и давал показания по «делу Берии». В своих показаниях он вспоминал: «Нарком (имеет ввиду Лаврентий Павлович Берия – прим.), ставя задачу, особо подчеркнул, что я не должен был вести переговоров с послом Стаменовым от имени советского правительства, но должен был убедиться, что четыре перечисленных пункта болгарину понятны, и он готов донести их до германской стороны».
В последствии Иван Стаменов подтвердил слова Берии и Судоплатова, отправив в 1953 году письмо в посольство СССР в Софии.
Информация так и не дошла до немецкого руководства
Фактически ясно, что озвученные четыре вопроса попросту не дошли до немецкого руководства. Реакции никакой не последовало, а возможность переговоров даже не рассматривалось.
Ещё одни факт также играл роль. Даже после окончательного поражения Германии, посол Болгарии в СССР Стаменов никак не комментировал подобные переговоры. Можно сделать вывод, что немецкое руководство, окрыленное первыми победами своей армии, попросту не было готово к каким-либо переговорам. И даже, если болгарский посол передал информацию в Берлин, переговоры вряд-ли бы состоялись.
Интересно, что уже через полтора года стало ясно, что немецкому руководству нужно было садиться за переговоры в момент предложения советской стороны. Однако, было принято иное решение…