Мы имеем, с одной стороны, стенания о необходимости социализации, а с другой - всё шире распространяющиеся чисто антисоциальные потребности. То, насколько слепо люди сегодня проходят мимо друг друга, особенно хорошо видно, когда они соединяются в разные общества и корпорации. Эти последние, как правило, ничего не могут ныне дать в смысле человеческого познания.
Необходимо прежде всего следующее: чтобы люди в будущем, я бы сказал, систематически присовокупляли к антисоциальному социальное. Внутренне-душевно для этого имеются различные средства и среди них следующее: время от времени мы стараемся в этой сегодняшней нашей жизни взглянуть на свою прежнюю жизнь и с помощью этого взгляда обозреть то, что разыгрывается между нами и другими людьми в этой сегодняшней нашей жизни.
Что мы можем получить от того или иного повстречавшегося нам в жизни человека? - так мы обычно вполне ощутимо спрашиваем себя. Но мы должны преодолеть, победить в себе это. Мы должны постараться дать всплыть в образах перед нашей душой тем личностям, которые как учителя, или как друзья или другие покровители приняли участие в нашей жизни, либо же, напротив, таким личностям, которые нам вредили и которым мы, в определённом отношении, часто оказываемся как раз более обязанными, чем тем, которые нас поддерживали.
Этим образам мы должны дать пройти перед нашей душой, и нужно совершенно живо представить себе, что именно каждый из них сделал для нас, если мы проделаем всё это, тогда мы увидим, что мало-помалу мы научаемся забывать себя, мы обнаруживаем, что всего, чем мы обладаем, не было бы в нас, если бы те или иные люди тем либо иным способом не приняли участия в нашей жизни.
Лишь когда мы оглянемся на давно прошедшие годы и на людей, с которыми, может быть, уже не имеем отношений и потому нам легче быть с ними объективными, только тогда нам откроется, как душевная субстанция нашей жизни насыщается тем, что оказывает на нас влияние. Расширяется наш взгляд на всех лиц, которые в ходе времени прошли мимо нас. Если мы попытаемся развить чувство того, насколько мы должны быть благодарны тем или иным людям, попытаемся таким образом увидеть себя в зеркале тех, кто в ходе времени воздействовал на нас, был связан с нами, тогда мало-помалу в нас распустится чувство: поскольку мы упражнялись в поиске образов тех людей, которые когда-то в прошлом были связаны с нами, то в нашей душе рождается желание приходить внутри себя к образам также и по отношению к тем людям, с которыми мы сейчас стоим лицом к лицу, сейчас, в настоящее время. Это может стать нашим реальным ощущением.
И безгранично важно, что в нас тогда и при нынешней встрече с людьми пробуждается потребность не просто ощущать симпатию или антипатию, не просто давать в себе ход желанию что-то любить в человеке или ненавидеть, но пробуждается потребность пробудить в себе образ человека, свободный от любви и ненависти, дать душевно воскреснуть в себе другому человеку.
Это является чем-то таким, что должно войти также и в детскую и школьную педагогику, а именно развитие в людях имагинативных способностей. Ибо только тогда можно действительно развить в людях имагинативные способности, когда мы вместо отдачи себя всяческим сегодняшним сенсациям не поленимся отдаваться в тиши тому обзору прошлого, который вызовет перед нашей душой прошлые отношения с людьми. Тогда мы станем способными имагинативно соотнестись также и с людьми, которые нам встречаются уже в настоящее время. Тогда мы противопоставим социальные потребности тому, что с абсолютной необходимостью и бессознательно развивается сегодня всё более и более: антисоциальным потребностям. И это есть первое.
Вторым является то, что проистекает из такого обзора прошлых времён своей жизни, благодаря которому мы становимся всё более и более объективными. Для этого мы должны вернуться в прошлые времена, должны, я бы сказал, самым непосредственным образом заняться фактами, размышлять, например, о том времени, когда нам было 30 лет, 20 лет, 10 лет. Я хочу представить себя таким образом, как если бы речь шла не обо мне, а о каком-то другом 10-летнем мальчике или девочке; я хочу однажды забыть, что это был я, я хочу действительно постараться объективировать себя для себя самого. Эта объективация самого себя, этот отрыв нашего настоящего от нашего прошлого, это выключение "Я" из его переживаний - вот то, к чему мы должны в настоящее время особенно стремиться.
Ибо настоящее время имеет тенденцию всё более и более связывать "Я" с переживанием. Сегодня совершенно инстинктивно человек хочет быть тем, что дают ему его переживания. Потому-то так трудно достичь активности, которую даёт духовная наука. Здесь нужно каждый раз заново напрягать дух, здесь невозможно успокоиться на достигнутом.
Всё сводится к тому, чтобы в непосредственном переживании соприкасаться с действительностью. Так что дело заключается в том, чтобы именно эту способность развить в себе путём объективации себя для себя самого, в результате чего мы этого юношу или эту девушку представляем себе так, как если бы они были посторонними для нас существами в прошлые периоды нашей жизни. Мы постоянно должны трудиться над тем, чтобы освободиться от переживания своего, скажем, нынешнего 30-летия и дать пригрезиться только импульсам 10-летнего или какого-либо другого периода нашей жизни.
Освободиться от нашего прошлого не значит отречься от него - мы снова обретаем его, но иным образом; но само по себе это освобождение бесконечно важно. Таким образом, мы сознательно печёмся о социальных потребностях, о социальных импульсах, когда, с одной стороны, по отношению к людям, окружающим нас в настоящее время, творим имагинации благодаря тому, что сами себя душевно рассматриваем как "произведенных" людьми, с которыми мы имели отношения в прошлом; с другой стороны, через объективацию мы приобретаем способность непосредственно из самих себя развивать имагинации.
Эта объективация прошлого полезна нам, когда она не действует в нас бессознательно. Вы только подумайте: когда в вас продолжает бессознательно действовать 10-летний мальчик или девочка, то вы представляете собой сегодняшнего 30-летнего или 40-летнего человека, умноженного на 10-летнего; но вы, кроме того, умножены еще на 11, 12-летнего и т. д. Эгоизм возводится в колоссальную степень. Но он становится всё меньше и меньше, если вы отделяете прошлое, если вы его объективируете, делаете больше вещью, объектом.
Дорогие Друзья!
Добро пожаловать на остров знаний и мудрости о человеке - Антропософия. Для того, чтобы нас становилось больше подписывайтесь на канал, оставляйте оценки и комментарии.
#антропософия #рудольфштайнер #эзотерикаисамопознание #эвритмия#оккультизм