Автор статьи: Владимир Иванович Натаров
В психологии профессионального здоровья (ППЗ) исторически сложились два подхода: 1) «от болезни к здоровью» - исследование профессиональных заболеваний; 2) разработка безопасных условий труда и предотвращение травматизма на рабочем месте.
Оба эти подхода используются на Западе в лечебной практике врачей и специалистов по профилактики профессиональных заболеваний, которые, начиная с 1996г., проходят 12-месячную подготовку по ППЗ. И аналогичные программы есть в одиннадцати ведущих университетах США, которые доказали свою эффективность в сфере профилактики профессиональных заболеваний [1].
Следовательно, профессиональная подготовка отечественных врачей и психологов в сфере профессионального здоровья является актуальной и, особенно, в области психосоматических расстройств и заболеваний. Так, например, в ряде исследования взаимосвязи профессиональной деятельности и болезней показано, что топ-менеджеры в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем представители других профессий [2, 6].
Поэтому объектом проведенного исследования были топ-менеджеры компаний - более 100 человек в возрасте от 24 до 60 лет, и 80% которых имели различные психосоматические расстройства (ПСР) [6, 8, 9].
Концептуальной основой проведенного исследования являются идеи Б.Г Ананьева о билатеральной регуляции целостного поведения человека и основы творческого долголетия индивидуальности [3].
Эти идеи сформулированы в исследовании как гипотезы, что профессиональная зрелость руководителя (ПЗР) является основой профилактики психосоматических заболеваний и что она проявляется, как способность создавать зрелые организационную культуру (ОК) «рабочего места» и корпоративную культуры (КК) регуляции стресса на работе.
И, вторая гипотеза, что недостатки «оргкультуры рабочего места» проявляются, как профессиональная деформация, а недостатки «корпоративной культуры регуляции стресса» проявляются - как профессиональное выгорание персонала [4]. Профессиональное выгорание персонала, как отмечено выше, в 80% случаев имели различные психосоматические расстройства (ПСР) [6, 8, 9]. Поэтому предметом исследования была выбрана профессиональная зрелость руководителя, как основа профилактики их психосоматических заболеваний [7].
Гипотеза исследования: развитие профессиональной зрелости является основой для профилактики профессионального выгорания. И, что, соответственно, недостатки «организации рабочего места» проявляются, как низкий уровень тайм менеджмента и как профессиональная деформация руководителя. А недостатки корпоративной культуры - как низкий уровень стресс-менеджмента и как профессиональное выгорание персонала и руководителя [6; 8].
Методы определялись целями и задачами каждого из этапов исследования и консультирования топ-менеджеров: наблюдение, анализ проблем руководителей, анкетирование, тренинги, факторный анализ и другие [8; 9].
Данные показывают, что у 92% руководителей наблюдались явления психосоматических расстройств. И что уровень профессиональной зрелости менеджера определяет уровень управленческих компетенций, адекватность и стрессоустойчивость самооценки, гибкость поведения и стрессоустойчивость в конфликтных ситуациях [5].
Анализ данных показывает, что профзрелость менеджера, как форма профилактики профвыгорания проявляется в качествах интеграции основных сфер жизнедеятельности менеджера:
- Здоровье физическое
- Психологическое здоровье, как качество общения с родными
- Профессиональная самореализация, как социальное здоровье
- Нравственное здоровье личности руководителя, как его основные морально- этические ценности [10; 11].
Во-вторых, проф.зрелость проявляется в ориентации на постоянное самообучение и самовоспитание руководителя. Которые, в-третьих, на уровне возглавляемой руководителем организации проявляются как делегирование руководителем своих полномочий своим заместителям – и, соответственно, «снятие» стресса «власти и ответственности», путем распределения ее в своей команде [2].
В четвертых, проф.зрелость, как профилактика ПСЗ проявляется в стремлении создать организационную и корпоративные культуры высшего уровня зрелости, - когда зрелость организационной культуры определяется ее соответствием законодательно правовой базе государства; и социальной справедливостью с позиции персонала организации.
А зрелость корпоративной культуры определяется, в основном, законами командообразования: доверия, честности, порядочности – нравственными и психологическими законами взаимоотношений внутри команды или организации [2].
Выводы
- Развитие профессиональной зрелости является основным средством сохранения эффективной профессиональной деятельности и профилактики психосоматических расстройств и заболеваний персонала [6];
- Качество и содержание развития профессиональной зрелости, как формы профилактики психосоматических расстройств, определяется интеграцией основных сфер жизнедеятельности руководителя [7]. Поэтому предметом врачебной практики и психологии профессионального здоровья должны быть, одновременно четыре уровня организации человека – как целостной психосоматической системы и его систем ценностей:
- Здоровье (психофизиология, стресс-менеджмент)
- Психология общения (тренинги переговоров)
- Профессиональное развитие и самообучение (профессиональные сообщества, издания, ассоциации, тренинги профессиональных навыков)
- Самовоспитание как определение общественного, государственного смысла и значения своей профессиональной деятельности (миссия организации, стратегия развития компании, государственные интересы [2]).
- Наиболее эффективными в лечении и профилактики психосоматических заболеваний является интеграция отмеченных выше двух подходов в психологии профессионального здоровья: «от болезни к здоровью» и «профилактика травматизма» на работе.
- Стресс и тайм-менеджмент [13, 14], когнитивная терапия в форме социально-психологического тренинга [11, 15], рационально-эмоциональная психотерапия [16, 17], когнитивно поведенческая терапия [4, 17] являются эффективными методами профилактики психосоматических заболеваний и сохранения профессионального здоровья [9, 16] и, соответственно, рекомендуются внедрять в практику врачей и психологии профессионального здоровья на производстве
- Методические рекомендации для врачей и психологов профессионального здоровья на производстве:
Когнитивно психологическая терапия психосоматических расстройств
Когнитивная психологическая терапия (КПТ) определяется как любой вид психологической помощи, когда ведущим объектом лечебного воздействия являются когнитивные процессы пациента или, как в случае психологической помощи, - и субъект их носителя, - для дифференциации с медицинской психотерапией.
Это определяет новизну проведенного исследования, как определение психологической терапия в области психологии здоровья (Г.С. Никифоров) и концепции психологического здоровья менеджеров (С.М. Шингаев), - оказание помощи клиенту, как субъекту лечебного процесса, посредством развития его когнитивных функций и ресурсов его сознания, как личности, субъекта деятельности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев). КПТ основана на способностях психолога использовать «внутреннюю картину болезни» в психотерапевтических целях.
Современные исследователи психосоматических расстройств (ПСР) выделяют шесть концепций ПСР, из которых психодинамическая отвечает более всего специфике объекта и предмета нашего исследования (350 директоров на курсах повышения квалификации и которые проходили обследование на предмет профессионального здоровья). Эта концепция рассматривает ПСР как результат нарушения механизмов адаптации к окружающей среде или слабость механизмов психологической защиты. С позиции такого подхода мишенью ПСР могут быть свойства человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, - определение содержания и «границ» которых позволяет определить тип ПСР и выбрать адекватные методы профилактики этого расстройства.
Нами выделены 4 типа мишени ПСР:
- На уровне индивида психофизиологический аспект выгорания, который определяется, в основном, возрастно-половыми и индивидуально типическими свойствами человека и вторичными свойствами индивида, структурой органических потребностей и динамикой психофизиологических функций человека.
- На уровне личности больше представлен психологический аспект выгорания, как следствие нарушения межличностных и внутриличностных «границ» человека как личности, которые определяются его статусом в обществе, ролями и ценностными ориентациями, мотивацией поведения, которые в совокупности или в отдельности могут являться предметом различных тренингов личностного роста.
- На уровне субъекта деятельности человек характеризуется посредством своей деятельности по преобразованию той действительности, в которой он живет и своим сознанием как отражением этой действительности. Интеграция субъектных свойств человека проявляется как его профессиональное творчество, а профессиональное выгорание – как его отсутствие. Поэтому стресс и тайм-менеджмент являются творчеством и его условием в профессиональной деятельности и самореализации.
- На уровне индивидуальности предполагается целостное взаимодействие с системой мировоззрения, когда формы профессионального выгорания проявляются как потеря смыслов и значения своей профессиональной жизни, например, дауншивтинг. Методы профилактики профессионального выгорания индивидуальности базируются, в основном, на создании профессиональной, организационной и корпоративной культур, реализующих миссию организации адекватно законам государства, потребностям общества и правилам профессиональной субкультуры.
После определения типа ПСР и выбора методик работы с ним, рекомендуется учитывать факторы и уровни, когнитивной организации и зрелости когнитивной адаптации клиента, которых в нашем исследовании выделено 10 уровней и описание которых ввиду ограниченности объема тезисов, будут изложены в докладе на конференции - как и семь факторов, которые рекомендуется учитывать и которые определяют проактивную позицию клиента и результативность КПТ в целом.
Список литературы
- Никифоров Г.С., Шингаев С. М. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление // Психологический журнал, 2015, Т.36, №2, с.44 -54
- Натаров В.И., Сарачук Ю.А. Нейроменеджмент – современные подходы в управление человеческими ресурсами. В кн.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2014» / Отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия принт, 2014 С. 35-37
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды (Человек как предмет познания): В 2-х т. Т.1.– М.: Педагогика, 1980
- Александров А.А. Аналиико-катартическая терапия: от теории к практике. Учебное пособие. СПб, Изд. СЗГМУ им. И И. Мечникова, 2012, 91 с.
- Натаров В.И., Соловьев А.С. Индивидуально-психологические особенности у студентов-заочников и успешность их обучения // Вопросы психологии 1989. №5. С. 52-55
- Натаров В.И. Система методов профилактики профессионального выгорания тор-менеджеров и HR. В кн.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Матер. научно-практ. конференции «Ананьевские чтения - 2014» / Отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия принт, 2014 С. 69-71.
- Натаров В.И. Группо-аналитическая психотерапия: методы, принципы. Психологический журнал. Т. 15. 1994. С. 127–136.
- Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006.
- Натаров В.И. Стресс и тайм менеджмент как методы профилактики заболеваний менеджеров //Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. Матер. научно-практ. конференции /Под общей ред. В.И. Мазурова.- СПБ.: Изд-во Виктория плюс - 2013.С. 14-18
- Натаров В.И., Немчин Т.А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояния здоровья студентов // Психологический журнал. 1988. Т.9. №3. С. 87 -93
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. 1990. Т.11. №5. С.89 – 104.
- Натаров В.И. Акмеотерапия: мгновенная психотерапия (психология здоровья), психология субъекта веры (психологии зрелости), социологии успеха (психологии профессионализма) // Журнал практического психолога. 1999, №9, С. 134-142
- Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга как активного метода обучения // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. №3. С. 3– 17; №4. С. 3 – 18.
- Натаров В.И. Активные методы обучения (в соц. и психотерапевтической работе) // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.1999. №3. С. 3 – 14
- Натаров В.И. Нейроменеджмент: две вертикали власти, 5 измерений и 7 уровней надежности HR. В кн.: Фундаментальные проблемы психологии// Материалы научной конф. «Ананьевские чтения – 2015»/ Отв. ред. В.М. Аллахвердов. – СПб.: СПбГУ, Скифия принт, 2015 С. 296-298.
- Натаров В.И. Развитие профессиональной зрелости топ-менеджеров как профилактика профессионального выгорания и деформации личности руководителей// В кн.: Акмеологические основы профессиональной культуры современного руководителя. СПб.: 2008. С 15-17.
- Натаров В.И. Развитие акмеологический адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе. Журнал практического психолога №10-11, 2000 год. С 72 – 88.
- Натаров В.И. Когнитивная терапия психосоматических заболеваний в практике врачей и психологов. В кн.: Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. Вып.15 под общ.ред. акад.РАН Мазурова В.И.- СПб.: изд-во “Альта Астра”- 2015. С.99 - 108