"И целомудренно и смело
до чресл сияя наготой
цветет божественное тело
неувядающей красой..."
"Венера Милосская", А. Фет.
Прекрасная молодая женщина полулежит, повернувшись спиной к зрителю. Изящные линии изгибов ее тела плавно перетекают в мягкие струящиеся складки шелковых простыней. Прелестница любуется своим отражением в зеркале, которое услужливо держит упитанный купидон на фоне красного тяжелого бархатного полога. Это картина "Венера перед зеркалом" кисти великого Диего Веласкеса. Точной даты создания этой работы нет, предполагается, что написана она была между 1648 и 1651 годами.
В 1648 году художник посещает Италию, это его вторая поездка в Рим. В "командировку" Веласкеса отправляет король Испании Филипп IV, при дворе которого и работал художник. Целью путешествия было пополнение коллекции монарха новыми шедеврами античной живописи и скульптуры, а также налаживание дипломатических контактов. Но как можно находится в стране Рафаэля и Микеланджело и не увлечься написанием обнаженной натуры? Вот и Веласкес не смог удержаться. Из под его кисти выходит несколько портретов и прекрасная "Венера перед зеркалом".
Надо сказать, что в Испании начиная с 1478 года бушует инквизиция, строгая цензура сжимает в тиски любое инакомыслие. А изображение обнаженного тела находится под строгим запретом и считается греховным и противозаконным. Каралась это строго, автор такого произведения мог быть выслан из страны или отлучен от церкви. Поэтому при жизни самого мастера "Венера" не была столь известна, так как видели ее только в узком кругу.
Но как же художник решился на написание картины с таким сюжетом? Вероятнее всего, Филипп IV разделял взгляды художника и был совсем не прочь украсить стены своего дворца такого рода полотнами. К сожалению, из всех подобных картин Веласкеса да наших дней дошла лишь "Венера". Изначально картина имела другое название "Dona Desnuda" (в переводе с испанского "обнаженная дама"). Но позже была переименована в "Венеру перед зеркалом".
Образ Венеры
Изображать нагое тело было принято во многих странах только под предлогом религиозных и мифологических сюжетов. Образ Венеры - богини плодородия и любви, воспевали столетиями, она была вечной спутницей и помощницей влюбленных. Образ Венеры или Афродиты представлялся полностью обнаженной или в так называемом "поясе Венеры" девой с нежными чертами лица и золотым венцом волос на прекрасной голове. Немецкий искусствовед Г. Мюллер писал:
"Она самая красивая и всех богинь, вечно юная и пленительная, ее прекрасные очи сулят блаженство, она обладает волшебным поясом, на котором заключены все чары любви..."
Именно такую Венеру мы видим на полотнах Боттичелли, Джорджоне, Тициана, Рубенса. Венера же Веласкеса отличается от принятых стандартов. Внешне она больше похожа на испанку или итальянку с темными волосами и белоснежной кожей. Это совершенно не божественный образ, пышущий здоровьем и чувственностью. В Венере Веласкеса нет ничего мифологического, ее образ скорее напоминает облик обычной земной женщины. Существует версия, что натурщицей для Веласкеса послужила его возлюбленная, итальянская художница Фламиния Тривио. Художниками в те времена в основном были мужчины, женщины-художницы встречались крайне редко. Между Веласкесом и Фламинией вспыхнул краткосрочный роман, завершившийся рождением сына Антонио после того, как художник покинул Италию. Благодаря изучению архивов, удалось обнаружить документы, в которых указаны суммы и периодичность денежных переводов художника, отправленных в Рим, на содержание сына, а также письма, где Веласкес выражает беспокойство о здоровье мальчика и недоверие к заботе матери за ребенком. Переживания были не напрасными - Антонио умер в восемь лет по неизвестной причине.
Но вернемся к картине. Рядом с Венерой держит зеркало в массивной оправе пухленький купидон, крылья которого неестественно контрастируют с его кожей. Он перевязан шелковой голубой ленточкой, а розовая свисает с зеркала. Как замечают некоторые искусствоведы, лента здесь - это символ любви, которая не окрыляет, а связывает. Рядом с купидоном нет традиционных атрибутов - лука и стрел. Отражение же лица Венеры в зеркале размыто, но присмотревшись, мы замечаем, что оно явно находится в диссонансе с молодым телом. Лицо зрелой женщины полностью не соответствует молодому телу. Были предположения, что художник намеренно скрыл лицо, написав другое поверх оригинала.
Лондонская национальная галерея провела исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию. Но ни инфракрасные лучи, ни рентген ничего не обнаружили. Лицо было написано сразу. Само зеркало в черной толстой раме является, вероятно, неким разграничением двух миров - реального и вымышленного. И еще одно несоответствие с зеркалом. Под тем углом, под которым держит его купидон, возможно увидеть лишь нижнюю часть живота героини, но не ее лицо. Этот факт породил немало споров - Веласкеса обвиняли в искажении перспективы, другие видели в этом скрытый смысл. Но, вероятнее всего, этот прием сделан художником намеренно для гармоничности общей композиции.
Можно сделать только один вывод, что этот портрет был памятью о возлюбленной, прикрытый мифологичностью сюжета.
Скитания и непростая судьба "Венеры"
Как и у многих картин Веласкеса, у "Венеры перед зеркалом" была непростая судьба. Сейчас великое полотно находится в Лондонской национальной галерее. Однако "постоянную прописку" оно нашло совсем не сразу. За два с половиной века картина сменила множество владельцев.
Впервые приобрел "Венеру" испанский маркиз Гаспар де Эличе. Этот период "жизни" картины полнится слухами и домыслами, подтверждения, которым, увы, уже не найти, ведь было это очень давно. Якобы в это время картина сменила трех владельцев, первые два из которых были купцами и с приходом картины в их дом, они претерпели разорение, следующий владелец ростовщик тоже был разорен и убит разбойниками. Дальнейшая же судьба картины более ясна. Следующей ее владелицей стала герцогиня Альба, у которой полотно висело в будуаре до конца жизни. Затем картину приобрел испанский премьер-министр Мануэль Годой. После вторжения Франции в Испанию "Венера" отправляется в Англию. За небольшую плату там ее купил Уильям Бьюкенен и отправил в Северную Европу. Есть версия, что по пути ее похитили солдаты герцога Веллингтона. Однако, в конце концов картина все-таки возвращается в Англию, в Рокеби, в особняк одного из членов парламента. Так картина получила еще одно название - "Венера Рокеби".
Спустя 80 лет финансовые трудности владельцев заставляют продать картину. Купившие "Венеру" торговцы выставили ее на продажу по небывало высокой цене - за 45 тыс. фунтов. Национальный фонд собрал всего лишь меньше половины суммы. И в итоге король Эдуард VII внес оставшиеся средства и "Венера" осталась в Англии. Так, в 1906 году картина оказалась в Лондонской национальной галерее.
Но, судя по всему, покой несчастной "Венере" только снился. В начале XX века, когда бушевало движение суфражисток, картина была подвергнута нападению одной из них. 10 марта 1914 года Мэри Ричардсон, разгневанная заключением предводительницы движения Эммелин Панкхёрст, вспорола полотно тесаком для мяса, нанеся несколько ударов.
После случившегося "Венера перед зеркалом" подвергнется успешной реставрации. Сейчас великая картина все так же находится в Лондонской национальной галерее и радует глаз посетителей.
Информация о картине взята из источника https://revolution.allbest.ru/culture/00571013_0.html
Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!
А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:
Рожденная в серебряный век. Две судьбы Зинаиды Серебряковой
Живопись как музыка. Искусство и жизнь Константина Коровина