Найти в Дзене
Юрий Кот

Декабристы и цареубийства: связь поколений

26 декабря 1825 года группа дворян-заговорщиков вывела на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга две с лишним тысячи гвардейцев с целью свержения монархии. В советской историографии восстание декабристов всячески героизировалось, а декабристы изображались этакими рыцарями без страха и упрека. Правда, многие документы, связанные с этим событием были хорошенько упрятаны в спецхран.  В наши дни их потихоньку достают и предают гласности, но, как и в советское время, по-прежнему существуют улицы и площади, носящие имена несостоявшихся цареубийц, да и в учебниках истории еще нет ясной и определенной оценки их деятельности.   Автор многочисленных монографий по русской истории А.Н. Боханов первым обратил внимание на интересную тему преемственности в дворянских семьях традиции цареубийства применительно к декабристам. Даже поверхностное ознакомление с именами участников мятежа 1825 года сразу же обнаруживает прямую родовую связь с кругом цареубийц императора Павла I. И там, и там фигурируют пред

26 декабря 1825 года группа дворян-заговорщиков вывела на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга две с лишним тысячи гвардейцев с целью свержения монархии. В советской историографии восстание декабристов всячески героизировалось, а декабристы изображались этакими рыцарями без страха и упрека. Правда, многие документы, связанные с этим событием были хорошенько упрятаны в спецхран. 

В наши дни их потихоньку достают и предают гласности, но, как и в советское время, по-прежнему существуют улицы и площади, носящие имена несостоявшихся цареубийц, да и в учебниках истории еще нет ясной и определенной оценки их деятельности.  

Автор многочисленных монографий по русской истории А.Н. Боханов первым обратил внимание на интересную тему преемственности в дворянских семьях традиции цареубийства применительно к декабристам.

-2

Даже поверхностное ознакомление с именами участников мятежа 1825 года сразу же обнаруживает прямую родовую связь с кругом цареубийц императора Павла I. И там, и там фигурируют представители одних и тех же дворянских кланов: князей Белосельских-Белозерских, Волконских, Вяземских, Гагариных, Долгоруких, графов Зубовых и Толстых, Бибиковых, Мордвиновых, Полторацких и других. В некоторых случаях обнаруживаются самые тесные фамильные узы между поколениями. Так, сыновья активных участников заговора 1801 года Л.И. Депрерадовича и Я.Ф. Скарятина имели отношение и к событиям декабря 1825 года.

-3

На пышных коронационных торжествах Александра I в Москве в сентябре 1801 года среди присутствовавших была замечена таинственная мадам Каролина де Боней — заезжая парижская гастролерша, по слухам, шпионка Наполеона. Эта мадам, истинная роль которой в петербургском свете осталась невыясненной, написала своему «другу» — министру полиции Наполеона Ж. Фуше: «Я видела его (Александра I), выходящим из Кремля. Впереди шагали убийцы его деда, рядом с ним – убийцы отца, а позади его – собственные убийцы». Мадам ошиблась только в одном, отмечает А.Н. Боханов: «убийцы Александра», которых олицетворяли будущие декабристы, тогда в большинстве своем еще были слишком юными, в процессии не шествовали. Правда, там занимали места отцы некоторых из них. Повзрослевшие дети своих отцов начали вынашивать план нового цареубийства, который создавался по лекалам Палена-Беннигсена, убийц Павла Петровича. Намечалось же выступление на 12 марта 1826 года — двадцатипятилетие вступления на престол Александра I.

-4

Императора не зря называли «Благословенным» — Александр Павлович мирно почил в Таганроге 19 ноября 1825 года — царь и Россия избежали тогда нового страшного злодеяния.