Найти в Дзене
JAZZIST

Лучшие альбомы-2022: выбор авторов «Джазиста»

Мы начинаем подводить музыкальные итоги 2022 года. Перед вами альбомы джазовой и импровизационной сцены, которые авторы «Джазиста» посчитали самыми заметными. И сразу оговорка: когда мы попросили наших авторов выбрать значимые для них записи, то сразу несколько человек предупредили, что музыку в 2022 году слушали заметно реже, чем раньше, да и следили за событиями на джазовой сцене куда менее пристально. Так что вряд ли по получившемуся списку можно сделать выводы об общем состоянии нынешних дел в джазе. На объективность он не претендует, зато в этом списке вы точно найдете музыку, которая помогла нашим авторам пройти через непростой год. Мы надеемся, что и для вас, дорогие читатели, она сможет сделать что-то похожее.

Выбор Леонида Аускерна:

-2

Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple MusicSpotifyYouTube Music | Bandcamp

Последние шесть лет Мэри Халворсон попеременно с Биллом Фризеллом удостаивается титула «гитариста года» — что в опросах Ассоциации джазовых журналистов, что у критиков из журнала DownBeat. Скромненькая на вид девушка из Бруклина отличается изощренной техникой игры, любовью к импровизации и фантастической креативностью в своих сочинениях, а также великолепным пренебрежением любыми стилистическими рамками. На двойном альбоме — две сюиты; особенно хороша вторая из них, «Belladonna». Гитара и струнные разыгрывают действо такой красоты и необычности, которой мне до сих пор слышать не приходилось.
(
Читать рецензию)

-3

John Scofield
«John Scofield»

(ECM Records)
Apple Music

Первый полностью сольный альбом во всей более чем полувековой творческой биографии гитариста. В звуковом пространстве пластинки живет только его электрогитара, а в некоторых композициях Скофилд весьма дозированно и аккуратно использует лупер, вступая в диалог с самим собой. Саму же программу из тринадцати треков, подготовленную Скофилдом, можно назвать музыкальными мемуарами. Что называется, о времени и о себе.
(
Читать рецензию)

-4

Sasha Berliner
«Onyx»

(JMI Recordings)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Восходящая звезда джазового вибрафона, молодая американка Саша Берлинер (ученица Стифона Харриса) уже в 21 год (в 2020-м) стала победительницей в опросе критиков журнала DownВeat в категории «Восходящая звезда» по своему инструменту. У «Onyx» всего сорок минут звучания, но этого хватает, чтобы оценить и технику игры Берлинер, и ее мастерство композитора и аранжировщика. Из собственных пьес Саши сильное впечатление оставила «Jade» — развернутое полотно со сложным темпоритмом и мрачноватыми гармониями. Еще один интереснейший момент — это сразу две версии известнейшего джазового стандарта «My Funny Valentine». Как и весь альбом в целом, это очень современный, умный и интересный джаз от исполнительницы, которая будет среди тех, кто направляет пути его развития на ближайшие десятилетия.
(
Читайте рецензию в «Jazz-квадрате»)

Выбор Ильи Белорукова:

-5

Derek Bailey
«Domestic Jungle»
(Scatter)
Bandcamp

Издание домашних драм-н-бейсовых записей Дерека Бейли — важнейший документ этого года для импровизационной сцены. У слушателя наконец-то появилась возможность оценить всю музыкальность симбиоза неидиоматики Бейли и джангла 90-х. Это случилось спустя «всего лишь» 26 лет после выхода крайне невнятного студийника на ту же тему.

-6

Mats Gustafsson
«Contra Songs»
(Smalltown Supersound)
Bandcamp

Следом еще один настоявшийся, как вино, документ. Контрабас-саксофоновое соло демонстрирует корневой интерес Матса Густафссона к перкуссивной игре на духовых. Альбом хоть и вышел только сейчас, но записан был холодной октябрьской ночью 2003 года. Инструмент безудержного шведа роскошно звучит в акустике церкви.

-7

Slow Bell Trio
«When The Circle Was Closed»
(Dinzu Artefacts)
Bandcamp

Наконец, запись современная, где чикагское трио саксофониста Кифа Джексона и двух перкуссионистов, Стивена Хесса и Майка Уайса, занимательно балансирует между медленными джазовыми мотивами, электроакустикой, эмбиентом и акустическим импровом. Музыканты вроде бы и не погружают слушателя в слишком заумные дебри, но и не скатываются в клише.

Выбор Сергея Мезенова:

-8

Nduduzo Makhathini
«In the Spirit of Ntu»
(Blue Note)
Apple MusicSpotify | YouTube Music

Девятый альбом южноафриканского мастера спиричуэл-джаза — пожалуй, самый решительный его шаг в сторону расширения своего звучания. Музыка вышла одновременно более абстрактной и более африканской, она сильнее опирается на ритм, но в то же время и становится эмоционально выразительнее, чем прежде.
(
Читать рецензию)

-9

Cheick Tidiane Seck
«Kelena Fôly»
(Komos Jazz)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Первый за полвека музыкальной карьеры полностью сольный альбом маэстро малийской музыки, записанный в режиме «сам за роялем». Альбом-путешествие во времени; думается, примерно так звучали первые всходы, которые дали джаз и блюз, попав на африканскую почву.

-10

Shane Cooper & Mabuta
«Finish the Sun»
(Dox)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Солнечный панафриканский вояж коллектива современного джаза из ЮАР. Группа бас-гитариста Шейна Купера черпает вдохновение в бездонном колодце музыкальных культур континента — в упругий, модерновый, грувовый звук тут ловко упакованы отголоски не только домашних, но и малийских, сенегальских, марокканских и нигерийских традиций.

Выбор Евгения Галочкина:

-11

One Small Step
«Gol Variations»

(Clean Feed)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Удивительный даже по меркам лейбла Clean Feed постмодернистский опус, презентующий фри-джаз невероятным способом. Дебютный альбом норвежского трио состоит из четырех импровизационных пьес, в которых голос в точности имитирует звуки духовых, ударными инструментами служат топот и чечетка, ну а контрабас склеивает весь этот фривольный угар глубоким резонансом.

-12

Marc Cohen [Copland] / John Abercrombie /
Clint Houston / Jeff Williams

«Friends»
(Oblivion)
Bandcamp

Переиздание невероятного и, кажется, всеми позабытого остросюжетного боевика 1973 года от квартета Марка Коэна (ныне Коупланда). Невероятно скоростной электрофьюжн в духе оставшихся за бортом сессий к «On the Corner» Майлза Дэвиса. Квартет, который порой называют просто Friends, своей страстной истерикой уделывает и Дэвиса, и Маклафлина — квакает тут не только гитара, но и пропущенный через фильтры альт-саксофон. К сожалению, изначально альбом был издан в ужасном качестве, которое так и не удалось улучшить при переиздании. Однако к оригинальному трек-листу добавлено три сумасшедших бонус-трека тех лет хронометражем в 40 минут, где все детали слышны отчетливо.

-13

The RIG
«Trisagion»
(Stas)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp

Приятно в этом году удивил ансамбль под руководством саксофониста Сергея Храмцевича, записавший самый неконьюнктурный альбом своих свободных импровизаций. «Trisagion» — это не шабака-джаз и не киматик-импров, а довольно зрелая, подвижная, развивающаяся в моменте музыка. Может быть, так получилось из-за того, что вместо Алины Петровой в ансамбле появился чуткий трубач Тимур Мизинов. Он, как и вся группа, наконец-то играет музыку, а не играется ей.

Выбор Ника Завриева:

-14

Szun Waves
«Earth Patterns»
(Leaf)
VK Музыка | Apple Music | Spotify | Bandcamp

Трио возглавляет электронщик Люк Эббот, резидент лейбла Border Community, а помогают ему Лоуренс Пайк (ударные, перкуссия) и Джек Уайли (духовые). Стилистически  «Earth Patterns» располагается где-то между джазом, пост-минимализмом, эмбиентом и построком. Это несколько хаотичная, но плотная музыка, где вся драматургия строится вокруг игры с интенсивностью — то вскипит, то застынет.

-15

Flock
«Flock»
(Strut)
Apple Music | BandcampYouTube

Квинтет из лондонского джаз-подполья под руководством барабанщика Бекса Берча (Vila Viel), клавишника Дэна «Даналога» Ливерса (The Comet Is Coming) и перкуссиониста Сарати Корвара играет экспрессивный и сложный джаз эпохи мультикультурности и постмодерна: с опорой то на рок, то на минимализм, то на позднего Колтрейна, но без слишком уж явных сходств с предшественниками.
(
Читать рецензию)

-16

Константин Сухан
«Плюсы»
(OnTheAir)
Bandcamp

Константина Сухана чаще слышишь в разного рода дуэтах, трио и квартетах, но и в качестве one-man band он ничуть не хуже. Лаконичный и разреженный джаз-эмбиент — щедро сдобренная эхом труба плюс такие же скуповатые по форме и чуточку лоуфайные по звучанию, но выразительные по содержанию электронные текстуры.

Выбор Леонида Кравченко:

-17

Ellen Arkbro & Johan Graden
«I get along without you very well»
(Thrill Jockey)
Yandex Music | Apple Music | Bandcamp | YouTube

Ключевая фигура шведской дроун-сцены Эллен Аркбро объединяет усилия с мастером импровизации Йонасом Граденом, чтобы зайти на территорию северного джаза. Результатом этого сотрудничества стал альбом, объединивший лучшие черты ECM-эстетики с инди-поп-элементами и опытом музыкантов в современном академическом минимализме. Всё это звучит ожидаемо прекрасно.
(
Читать рецензию)

-18

Igor Yakovenko & Alik Khristoforidi
«The Process»
(Fancymusic)
Yandex MusicVK Музыка | Apple Music | BandcampYouTube

Электроакустические импровизации пианиста Игоря Яковенко и электронщика Алика Христофориди — это музыка без начала и конца, прекрасный звуковой поток, бросающий вызов физическому времени. Единственный недостаток этого альбома в том, что он длится всего полтора часа; как бы странно такое утверждение ни звучало.
(
Читать рецензию)

-19

Liun + The Science Fiction Orchestra
«Lily of the Nile»
(Heartcore)
YouTube

Первый альбом дуэта вокалистки Люсии Кадоч и инструменталиста Ваньи Славина под вывеской Liun + The Science Fiction Band был выполнен в стиле крепкого арт-попа скандинавского образца. Теперь музыканты записали эти композиции с большим джаз-бэндом, и оказалось, что именно в таком виде — с длинными импровизациями и кинематографическим размахом — они раскрываются по-настоящему.

Выбор Ильи Рассказова:

-20

Alabê KetuJazz
«Kan»
(Poeira Music)
Bandcamp

Дуэт бразильского саксофониста Глаукуса Линкша и французского перкуссиониста Антуана Оливье стал первым релизом для нового лейбла диджея Тахиры. Вот уже много лет он с энтузиазмом занимается популяризацией новой бразильской музыки. Альбом «Kan» отлично показывает, что этот предмет исследования может быть удивительно ярким и захватывающим — ритмы древних ритуалов кандомбле и первобытной самбы встречаются тут с возвышенным спиричуэлом.

-21

Jimetta Rose & The Voices of Creation
«How Good It Is»
(Day Dreamer)
Apple Music | Spotify | Bandcamp

Жизнеутверждающий калифорнийский госпел-джаз от прекрасной Джиметты Роуз и сформированного ею по объявлению любительского хора Voices of Creation оказался чуть ли не лучшим музыкальным успокоительным в 2022 году. Это искренняя и захватывающая музыка на стыке лирического соула, качающего фанка и корневого негритянского джаза. На альбоме звучат как оригинальные композиции, вроде написанной Роуз «How Good It Is», так и превосходные версии госпел-классики вроде «Spirits Up Above» и «Operation Feed Yourself».

-22

Various Artists
«Pierre Barouh and The Saravah Sound»
(WeWantSounds)
Yandex MusicApple Music | Spotify | BandcampYouTube Music

Парижский лейбл WeWantSounds в уходящем году почтил память французского актера, продюсера, музыканта Пьера Баруха — компиляция стала первой официальной ретроспективой созданного им джазового лейбла Sarаvah Sound. Барух заработал культовый статус после того, как написал и исполнил знаменитую тему из фильма Клода Лелуша «Мужчина и женщина». На Saravah Sound он выпускал гораздо более сложную и удивительно разнообразную музыку — фри-джаз, кинематографические абстракции, эстетский авант-поп, нуаровый свинг, фьюжн с экзотическими мотивами Индии, Аравии, Африки, Бразилии. На альбоме выделю психоделический соул «Mystifying Mama» в исполнении Марвы Брум и Art Ensemble of Chicago, коллаборацию самого Баруха с легендарным бразильским гитаристом Баденом Пауэллом «Saudade (Un Manque Habite)» и потрясающий электро-рагга-джаз «Delhi Daily» от Baroque Jazz Trio.

Выбор Алексея Алеева:

Valeriy Stepanov Fusion Project
«Album No. 2»
(self-released)
VK Музыка | Apple Music | Spotify

Выпадающий из времени и привычного звукового ландшафта, нечеловечески техничный смус-джаз-фьюжн, который можно было бы представить записанным где-нибудь в Японии, в середине 80-х. Исполнение, грув и музыкальное мышление клавишника Валерия Степанова просто недосягаемы.

-24

Sam Gendel
«blueblue»
(Leaving)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Сплав из сонного полуночного джаза, фьюжна, эмбиента и нью-эйджа — пластинка на каждый (хмурый) день. Альбом, в который можно закутаться; в карьере гиперактивного саксофониста, вероятно, поворотный.

-25

Наташа Блинова и Priot Ensemble
«Легенда о…»
(Fancymusic)
Yandex MusicVK Музыка | Apple Music | Bandcamp

Маленький джаз-роковый шедевр: не то альбом-опера о счастье во Вселенной, не то прямодушный эксперимент по скрещиванию вокального джаза с дабом. Так или иначе, пластинка редкого обаяния, в природе такие почти не встречаются.
(
Читать рецензию)

Выбор Артёма Абрамова:

-26

Faust & Keiji Haino
«This Is the Right Path»
(Old Heaven Books)
Bandcamp

Запись шестилетней давности «живяка» пионеров краут-рока совместно с титаном японского импрова и гитарного нойза. По субъективным ощущениям: если бы у ангелов была ирония, их глас звучал бы как-то так.

-27

M. Takara & Carla Boregas
«Grande Massa D’Agua»
(Hive Mind)
VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Вторая совместная запись не последних фигур экспериментальной сцены Сан-Пауло с панк-корнями. Итог — невообразимо легковесный, почти приближенный к ASMR-контенту фри-джаз.

-28

Oxbow & Peter Brötzmann
«An Eternal Reminder of Not Today / Live at Moers»
(Trost)
Bandcamp

Чтобы Брётцманн-старший угомонился и прилюдно заявил, что ему нравится (играть) рок-н-ролл, даже с чужой помощью потребовалось 60 лет.

Выбор Кристины Сарханянц:

-29

Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple MusicSpotifyYouTube Music | Bandcamp

Композиторский бенефис главной джазовой гитаристки планеты, представленный сюитой для секстета со струнным квартетом и названный в честь редкого и прекрасного, но ядовитого цветка.

-30

Anteloper
«Pink Dolphins»
(International Anthem)
Yandex Music | VK Музыка | Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Альбом-прощание с великой трубачкой Джейми Брэнч — последняя ее прижизненная полноформатная работа, для которой Брэнч не только сочинила практически всю музыку и исполнила партию трубы, но еще записала вокал и нарисовала пронзительную обложку.

-31

СОЮЗ
«Сила ветра»
(Mr Bongo)
Yandex Music | Apple Music | Spotify | Bandcamp

Плывущая и дрожащая в воздухе, распускающаяся пламенным цветком ретро-фантазия дуэта из Беларуси и еще нескольких музыкантов, вдохновленная прежде всего бразильской тропикалией. Идеальный сплав джаза, босса-новы и эстрадной песни.

Выбор Егора Игнатенкова:

-32

Paal Nilssen-Love Circus
«Pairs of Three»
(PNL)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Главный норвежский (если не мировой) барабанщик-импровизатор условно молодого поколения собрал септет с гитарой, аккордеоном и вокалисткой и то играет давно любимую им бразильскую музыку, то разрывает ее в клочья. Цирк, карнавал, сумасшедший дом — называйте как хотите.

-33

Oxbow & Peter Brötzmann
«An Eternal Reminder of Not Today / Live at Moers»
(Trost)
Bandcamp

Запись совместного выступления важной нойз-рок-группы и основоположника европейского фри-джаза на фестивале в Мёрсе в 2018 году. Брётцманну тогда уже было 77, но на выходе получился такой шквал, что невольно закрадывается мысль о том, что предыдущие 29 лет существования группы Oxbow были лишь прелюдией к этому концерту.

-34

Jessica Pavone, Lukas Koenig, Matt Mottel
«Spam Likely»
(577)
Bandcamp

Весьма вероятно, что это единственная в мире запись состава альт — клавитара — ударные. Под непрекращающийся стрекот палочек Кёнига Павон и Моттель бодро играют в пострайховский минимализм, постепенно уводя несложный стартовый рисунок очень далеко от начальной точки.

Выбор Даниила Виленского:

-35

Mary Halvorson
«Amaryllis / Belladonna»
(Nonesuch Records)
Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Из двух выпущенных Мэри Халворсон альбомов-побратимов «Amaryllis» и «Belladonna» мне понравился именно первый, более джазовый по сути. И как гитаристка, и как композитор Мэри обладает моментально узнаваемым почерком, который никуда не делся и здесь, хотя порой (особенно в моменты, когда к привычному секстету джазовых инструментов добавляется струнный квартет) кажется, что мы слышим какую-то новую Халворсон. Многие великие джазовые композиторы прошлого «спотыкались» о струнные, используя их либо как висящую где-то на заднем плане «перину», либо как отдельную, почти не взаимодействующую с солистами секцию. Халворсон же успешно применяет струнные в качестве еще одного голоса, по-новому раскрывающего ее уникальный ломаный мелодизм и придающего новые оттенки тщательно продуманным ансамблевым диссонансам.

-36

Charles Lloyd
«Trios: Chapel»
(Blue Note)
Apple Music

Разменяв девятый десяток, саксофонист Чарльз Ллойд не лишился былого энтузиазма и не прекращает постоянный творческий поиск: в одном только 2022 году он выпустил три очень разных трио-альбома. Тот, что еще в далекие доковидные времена был записан с Биллом Фризеллом и Томасом Морганом (кажется, лучших партнеров для Ллойда не найти), выделяется искренностью, нежностью и теплотой звучания. Если и есть музыка, которая в самые темные минуты этого года помогала мне не потерять рассудок и не утратить веру в человечество, то вот она.

-37

Alex Sipiagin
«Ascent to the Blues»
(Posi-Tone)
Apple Music | Bandcamp

Мы зачастую склонны игнорировать консерватизм в искусстве, и в итоговые списки обычно попадают артисты, открывающие новые музыкальные территории. Но иногда нужно отдать должное и музыкантам, которые, оставаясь внутри традиции, достигают в ней высокого уровня. Нью-йоркский трубач Алекс Сипягин как раз из тех, кто умеет, действуя строго в рамках постбоп-мейнстрима и не отвлекаясь не внемузыкальные концепции, создать высококлассный материал. На своем новом альбоме в окружении таких же заслуженных и признанных профи, как и он сам, Алекс выдает 70 минут живой, концентрированной и удивительно красивой музыки, по большей части еще и написанной им самим.