Найти тему
Абзац

Через косовский край: чем закончится европейский ультиматум Сербии

С Сербией вновь заговорили на языке ультиматумов. Послы Великобритании, Германии, Италии, США и Франции ещё вчера предупредили президента Александра Вучича о начале операции косовского спецназа против протестующих сербов, если за 24 часа не будут убраны баррикады в Лепосавиче и Рударе. Однако этот ультиматум – уже третий за год.

Автор Владимир Тихомиров

Фото: TASS / EPA / ANDREJ CUKIC
Фото: TASS / EPA / ANDREJ CUKIC

Первый был в июле. Германский канцлер Олаф Шольц прибыл в Белград и с порога заявил: европейская интеграция для Сербии закончится, если она не признает независимость Косово и, кроме того, не введёт европейские санкции против России.

Сербы отказались присоединяться к санкционному режиму, и в ход пошли провокации со стороны марионеточного режима в Приштине – столице Косово. От попыток закрыть границу со стороны Сербии, что противоречит всем международным соглашениям, до увольнения из полиции Косово сербов и ареста косовского полицейского.

Тогда-то сербы и вышли на баррикады, не испугавшись угроз со стороны албанских радикальных группировок. В ответ президент Сербии получил второй ультиматум от властей Косово, потребовавших убрать баррикады, – иначе прольётся кровь. Но сербские власти, как и положено в рамках резолюции 1244 Совбеза ООН, принятой в 1999 году, потребовали у сил KFOR – военного контингента «миротворцев» под командованием НАТО – разрешения на ввод в сербский анклав в Косово ограниченных сил сербской полиции для защиты населения от угрозы этнических чисток.

И вот, вместо ответа от командования KFOR, Вучич получил третий ультиматум. Более того, глава МИД Германии Анналена Бербок поспешила заявить, что предложение Белграда направить в Косово сербские силы безопасности «абсолютно неприемлемо». По её словам, Сербия должна смириться со своим статусом проигравший державы и покорно выполнять требования кураторов из высшего западного мира.

Фото: TASS / picture alliance / photothek / Xander Heinl
Фото: TASS / picture alliance / photothek / Xander Heinl

Сам ультиматум показал несколько новых вещей о так называемой единой Европе. Во-первых, западные «партнёры» Белграда на резолюцию 1244 Совбеза ООН, как и на все международные соглашения, договоры и правовые акты, мягко говоря, плевать хотели с высоты полёта своих бомбардировщиков.

Во-вторых, плевать они хотели и на собственные законы, в частности на положения заключённого Сербией и ЕС в 2008 году Соглашения о присоединении к Евросоюзу. В этом документе нет ни слова о политической лояльности стран-кандидатов, но теперь европейские чиновники чувствуют себя вправе прибегать к открытому шантажу по любому поводу, требуя полного отказа от самостоятельной внешней политики.

Наконец, ценность стран Восточной Европы для Запада – понятие переменчивое. Вучич не такой уж и пророссийский политик на самом деле, как о нём любят у нас рассказывать. Его безусловным приоритетом является вступление в ЕС, и на этом пути он был последовательным сторонником достижения компромисса с Косово.

Ещё по знаменитому Брюссельскому соглашению от апреля 2013 года сербские власти сами ликвидировали на территории всего края судебную систему, полицию и органы безопасности Республики Сербии, своими руками подчинили режиму Приштины всю территорию края. Албанцы получили на переговорах всё, что хотели, включая международный телефонный код, автомобильные номера, кадастры, независимую электроэнергетическую систему. Белград, со своей стороны, фактически не получил ничего из обещанного, что сильно подорвало рейтинг Вучича. Так что его «пророссийский курс» – скорее попытка сохранить политическую поддержку внутри страны.

Но для западных политиков все эти соображения не имеют большой ценности, раз принято решение разжечь очередную войну на Балканах, чтобы вытеснить Россию из региона. Вопрос о том, что будет потом на пепелище уничтоженных стран, никого в Европе не волнует.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.