Бетон – это один из самых распространенных стройматериалов. Но используется он не только при возведении зданий и построек. Еще одна крупная сфера его применения – это дорожное строительство.
В этой сфере требования к материалу строгие, ведь он постоянно подвергается высоким нагрузкам; причем не статическим, как обычный конструкционный бетон, а динамическим.
В этой статье мы:
- Поговорим о том, где применяется дорожный бетон
- Разберемся, чем бетонные дороги отличаются от асфальтовых
- Совершим исторический экскурс в строительство бетонных дорог в России и за рубежом
Применение бетона в дорожном строительстве
Качественно построенная дорога представляет собой так называемый «пирог», состоящий из нескольких слоев.
Выглядит он следующим образом:
Как видите, бетон – материал универсальный. Его можно использовать на всех этапах строительства дороги.
Его применяют при строительстве:
- Автодорог с бетонным покрытием (бетонок)
- Автодорог с асфальтовым покрытием на бетонном основании
- Мостов, эстакад, путепроводов
- Тротуаров и пешеходных дорожек
- Взлетно-посадочных полос на аэродромах
- Временных дорог и подъездных путей
Отметим, что сочетание жесткого бетонного основания и асфальтового покрытия – это типовая конструкция всех автомагистралей и дорог с высоким трафиком.
Но даже на этом применение бетона в дорожном строительстве не заканчивается.
Его используют и в других сопутствующих работах:
- Обустройстве разделительных полос
- Обустройстве обочин
- Возведении защитных экранов
- Прокладке трубопроводов под дорожным полотном
- Возведении мостовых опор
- Возведении тоннелей
Но в этих работах используется уже не дорожная, а другие разновидности материала. Как правило, это обычный конструкционный бетон, но может быть и специальный: гидротехнический, сульфатостойкий, морозостойкий и так далее. Больше узнать о том, какой бетон применяют в разных сферах, вы можете в статье Виды бетона по назначению.
Преимущества и недостатки бетонных дорог
С одной стороны, заливать дорогу бетоном – долго, трудно и дорого. С другой стороны, от крупных производителей бетона часто можно услышать, что будущее – за их материалом. Что это: бетонное лобби или объективная реальность?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить оба материала. В следующей таблице мы сделали это по основным параметрам.
Эта таблица подтверждает известный любому строителю тезис: идеальных стройматериалов не существует. И у бетона, и у асфальта есть как плюсы, так и минусы.
Общий вывод можно сделать такой:
- Для строительства дорог, рассчитанных на большие нагрузки, идеальным вариантом будет бетон. Это в первую очередь автомагистрали и скоростные дороги федерального и регионального значения. Обойдется такое строительство дорого, но зато лет на 20-25 про их ремонт можно будет забыть.
- Оптимальный вариант для городских дорог с высоким трафиком – это асфальтовое покрытие на бетонном основании. С одной стороны, такая конструкция получается долговечной и долго не требует капитального ремонта. С другой – покрытие можно быстро отремонтировать, не перекрывая движение на долгий срок.
- Дороги местного значения, на которых поток транспорта небольшой, удобно делать из асфальта. За счет этого экономятся время и деньги.
Это то, что нам подсказывает логика и здравый смысл. А теперь посмотрим, как дела обстоят на практике.
История строительства дорог из бетона в России и в мире
Вообще бетон для дорожных работ начал применяться еще в конце XIX века в Соединенных Штатах Америки. К 30 годам XX столетия эта технология появилась и в странах Европы. Например, строительство знаменитой «Берлинки» – автобана, который должен был связать Берлин с Кёнигсбергом – началось еще в 1936 году. Часть ее после войны отошла к России в составе Калининграда.
Вот, кстати, эта самая дорога:
За другими примерами тоже далеко ходить не надо – бетонные дороги есть буквально в каждой точке мира. Они могут иметь разное назначение, ширину, форму и даже цвет.
Примерно в то же время бетон начал набирать популярность и в России. В первой половине XX века уже активно строились бетонные сооружения – от частных особняков до промышленных построек в конструктивистском стиле.
Что же касается дорожного строительства, то бетон здесь активно стал использоваться уже в послевоенное время. Так, в 1970-х годах были возведены трассы, соединившие Москву и Волгоград, Екатеринбург и Челябинск. А в 1972 году ввели отдельный стандарт, устанавливающий требования к дорожному бетону – ГОСТ 8424-72.
Но в 1986 году он перестал действовать, а от замены его отказались. Строительство «бетонок» с тех пор практически сошло на нет. Как же так вышло?
На это есть целый ряд причин:
- Именно в 80-е годы XX века в СССР началось активное развитие нефтяной промышленности. Продукты нефтепереработки – в том числе битум – стали дешевле и доступнее.
- Строить из асфальта было выгоднее из временных соображений. В те годы технологии укладки бетона были развиты хуже, поэтому укладывали его в основном только в теплое время года. Было сложно спланировать работы так, чтобы закончить укладку покрытия до конца короткого лета.
- Поскольку транспортный трафик в конце XX века был еще низким, недостатки асфальтовых покрытий не ощущались так остро, как сейчас. Поэтому их воспринимали как идеальную альтернативу бетону.
- Распад СССР нанес серьезный удар по бетонной промышленности в России, ведь многие цементные заводы находились на территории дружественных республик. И даже среди тех, что остались в стране, многие закрылись в 90-е. С тех пор цемент в России и странах СНГ стал дефицитным товаром.
Все это и привело к тому, что в наше время практически все дороги в стране строятся из асфальта.
Чтобы исправить эту ситуацию, в 2018 году была создана Ассоциация бетонных дорог России. В ее задачи входит продвижение технологий дорожного строительства из цементобетона. Члены ассоциации занимаются разрабатывают и совершенствуют нормативные документы, а также активно агитируют власти переходить на бетонные дороги.
Уже сегодня бетон успешно применяется в работах по строительству и реконструкции дорожного полотна.
Например, из бетона построены такие трассы:
- М-4 «Дон»
- М-6 «Каспий»
- «Чита-Забайкальск»
- Северный объезд в Новосибирске
И все-таки автотранспортная система России – а также все заводы и предприятия, обслуживающие эту отрасль – ориентированы в первую очередь на асфальтовые покрытия. Из 1,5 миллионов километров дорог лишь около 30 000 км покрыты бетоном – то есть примерно 2%. Причем большинство таких дорог – это наследие СССР.
Сравните это с показателями других стран:
Но стоит отметить, что ситуация меняется. Нагрузки на дорожное полотно с каждым годом растут, а требования к качеству дорог и межремонтным срокам становятся строже. Вместе с тем прогресс и новые технологии снижают стоимость бетона, делая его все более доступным. Вполне вероятно, что в будущем количество бетонных дорог будет расти.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.