Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Зачем в СССР на трамваи ставили реактивные двигатели от истребителя МиГ-15

Сама идея использования военных разработок в народном хозяйстве не нова. Так например многие искренне считают, что советский турбореактивный двигатель ВК-1 от истребителя МиГ-15 - это вообще незаменимая в хозяйстве вещь. Потому что поставить его можно практически куда угодно. И сегодня мы поговорим о том, как же он оказался на советских трамваях?

Не секрет, что чешские трамваи Татра практически заполонили улицы городов Советского Союза. И конечно же идея - установить на трамвай реактивный двигатель - появилась как-то сама собой. Ну и разумеется никакой особой интриги здесь нет, потому что назначение этого авиадвигателя на трамвае вполне конкретное: он должен был очищать трамвайные пути от снега и наледи.

-2

Отчасти это было обусловлено тем, что зимы в СССР бывали довольно-таки снежные, и порой обычные трамваи-снегоочистители с классическими отвалами и вращающимися подметалками просто не справлялись. И тогда в ход вступали вот такие трамваи с закреплёнными на них авиационными двигателями. Устройство вывода отработанных газов дооснащалось специальным раструбом с плоским выводом горячей реактивной струи.

-3

Популярность таких вот необычных рельсовых снегоочестителей на турбореактивной тяге была отчасти связана с тем, что сами двигатели ВК-1 выпускались на заводах в Казани, Перми, Самаре, Уфе и ещё на множестве предприятий по Советскому Союзу. Выпускались они массово, со всевозможными дорабодками.

Причём количество этих ВК-1 превышало количество производимых МиГов. Плюс ко всему ресурс работы этих двигателей был небольшой - всего лишь 100 - 200 часов. И порой вместо того, чтобы капиталить движок, было проще отдать его под нужды снегоубощиков.
-4

Так первые испытания реактивных снегоочистительных установок проходили конечно же не в городах и не на трамвайных путях, а на ж/д перегонах подальше от населения. Архивные кадры как раз свидетельствуют о том, что "креативщики" того времени просто не заморачивались над полным отделением самолёта от двигателя.

-5

Да и зачем, ведь в кабине пилота есть система управления. И поэтому ставили на вагон-платформу вместе с кабиной даже безо всяких раструбов. Испытания разумеется прошли успешно, а иначе и быть не могло. Гигантский расход топлива, а именно 2700 кг авиационного керосина в час, тогда никого не смущал. Шум от работы этой установки тоже никого не раздражал, потому что люди были привыкшие.

-6

Так появились первые установки для очистки снега и наледи с ж/д путей. Они представляли собой ж/д вагоны-платформы, на которых устанавливалась топливная цистерна с керосином. Далее шёл корпус с авиадвигателем внутри, из которого выходил раструб с плоской насадкой. Поверх корпуса-капота стояла кабина оператора. Приводилось в движение это всё как правило маневровым тепловозом. Ну а после уже от этих ж/д очистителей перешли на установку реактвных двигателей на трамваи.

-7

Однако наши так называемые западные партнёры из числа тех, что за океаном, сложа руки не сидели. В США тоже было довольно много реактивных двигателей, которые не хотелось капиталить, а перерабатывать было жалко. Так если посмотреть на их старые снегоочистительные установки для ж/д путей, то можно заметить заметить реактивный двигатель.

-8

У очистителя две силовые установки: дизель для перемещения по путям и реактивный двигатель для сдувания снега. На очистителях, которые используются в нью-йоркской подземке, установлены двигатели General Electric/Westinghouse J57, которые когда-то стояли на бомбардировщике B-52. Помимо высокого расхода у них есть еще один недостаток - при больших нагрузках они начинают дымить.

-9

Однако из-за высокого уровня шума и большого расхода керосина всяческие экологические организации добились, чтобы американские железные дороги, включая пути метрополитена и оставшиеся кое-где трамвайные пути, были полностью избавлены от этих турбореактивных снегоочистителей. В результате рельсы в Америке стали оснащать газовым подогревом.

А у нас на рельсах газ! А у вас?

-10

И поэтому порой в некоторых особо заснеженных районах США можно увидеть, как к рельсам подведены газовые трубы с горящим огнём синего цвета. Это гораздо экономичнее, экологичнее, чем использование реактивных снегоочистителей. И конечно же эти горелки работают бесшумно.