Нет, речи о выходе жизни на сушу — сразу в первый же период фанерозоя, то есть в кембрии (539-485 миллионов лет назад) ещё не могло быть. Не назрели предпосылки. Первые бесспорные следы осторожных, но систематических уже вылазок из моря относятся к силуру (444-419 миллионов лет назад). Предпринимались эти выползки членистоногими, — через приливно-отливную зону — литораль. Однако, для совершения этого решающего шага на границе между водой и сушей животным ещё нужно было закрепиться.
...А что они там забыли? Морские обитатели вполне логично стремятся держаться подальше от полосы прибоя, именно чтобы не оказаться выброшенными из своей среды в чуждую и враждебную воздушную, — где они не могут нормально дышать и двигаться. Ранее к упомянутым вызовам добавляли ещё и ультрафиолет, от которого не защищал озоновый слой. Но теперь данная точка зрения пересмотрена. Озон в раннем палеозое уже занял своё место в атмосфере.
Ответ на вопрос «что забыли» дала находка в окрестностях китайского города Куньмин массы кембрийских находок, представляющей собой богатую и разнообразную коллекцию молоди десятков видов членистоногих, а также бесчисленных кладок яиц. Локация же в которой обнаружились окаменелости была опознана, как существовавший полмиллиарда лет назад лиман. Озерцо морской воды, остающееся после отлива, и соединяющееся с морем только при высокой воде. Трилобиты и их современники активно использовали этот водоём для размножения.
Почему? В лиман не могли проникнуть хищники. То есть, мелкие хищники физически, наверно, могли — в высокий прилив. Но для этого им требовалось бы преодолеть инстинктивный страх перед нестабильной и опасной «серой зоной» между сушей и морем. Инстинкт размножения сильнее инстинкта питания, так что мирные пожиратели ила раньше справились с задачей.
На литораль, — пока не покидая воды, а продвигаясь вглубь суши вместе с волнами прилива, — животные вышли ещё в кембрии, как на территорию обеспечивающую относительную безопасность. Но… что значит «не покидая»? Пытаясь найти лиманы, животные постоянно рисковали ошибиться, оказавшись там, откуда вода в отлив, всё-таки, уходила. Вероятно, уже в кембрии поведенческая адаптация стала дополняться физической. Размножающиеся в лиманах виды учились, обнаружив себя на мели, не паниковать, а ползти в сторону моря.
Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907