Открываем сайт "Научные открытия России. Государственный реестр открытий СССР". Читаем:
Научное открытие: "Явление термоупругого равновесия при фазовых превращениях мартенситного типа – эффект Курдюмова".
Формула открытия: "Установлено неизвестное ранее явление термоупругого равновесия при фазовых превращениях мартенситного типа, заключающееся в образовании упругих кристаллов мартенсита, границы которых в интервале температур превращения при изменении температуры и (или) поля напряжений перемещаются в сторону мартенситной или исходной фазы с одновременным обратимым изменением геометрической формы образующихся областей твердого тела".
Авторы: Г. В. Курдюмов, Л. Г. Хандрос.
Номер и дата приоритета: № 239 от 8 марта 1948 г. в части теоретического предсказания явления и 17 марта 1949 г. в части его экспериментального обнаружения.
Источник - http://ross-nauka.narod.ru/05/05-239.html
А теперь о том же самом, но более популярным языком.
Представьте себе моток проволоки из некоторого сплава. Вы раскручиваете её, нагреваете до температуры 400 °C и в таком состоянии формируете из неё какую-нибудь пространственную структуру, например, 3D узор. После охлаждения проволоку можно смотать обратно в моток. Но если её нагреть выше 40 °C, она как бы сама собой раскрутится и выстроится точно в виде того самого 3D узора.
Вот это уникальное свойство "памяти", которыми обладают некоторые сплавы, и носит название ЭФФЕКТ КУРДЮМОВА.
Как это часто бывает, словосочетание объединяет целый ряд открытий, сделанных самыми разными людьми. Например, доподлинно известно, что впервые об этом эффекте нём заговорил шведский физик Арни Оландер, который продемонстрировал его в 1932 году на Всемирной технической выставке в Брюсселе. Учёный показывал, что стержень из сплава золота с кадмием способен изгибаться при охлаждении и выпрямляться при нагревании, поднимая и опуская прикреплённый к нему груз.
Но мы нигде в научной литературе не найдём эпонима ЭФФЕКТ ОЛАНДЕРА.
То же самое было обнаружено в медно-цинковых сплавах в начале 1950-х. И снова - как в песок.
В 1961 году сотрудники Лаборатории морской артиллерии Уильям Бюлер вместе с Фредериком Вангом ещё раз открыли эффект памяти формы, то теперь уже в сплавах никеля и титана, который позже стали называть никелид титана.
А ещё через полтора года в США появился коммерческий продукт – сплав, состоящий из 45% титана и 55% никеля. Он получил название по своему составу и месту разработки (NITINOL – NiTi Naval Ordnance Laboratories, от названия двух металлов и той самой лаборатории).
Но и тут явление не стали называть ЭФФЕКТОМ БЮЛЕРА - ВАНГА.
А вот ЭФФЕКТ КУРДЮМОВА есть... Почему? Возможно, именно потому, что советские металлурги Георгий Курдюмов и Лев Хандрос в 1948 году не только предсказали и научно обосновали возможность существования таких сплавов, но и в 1949 году подтвердили свою догадку, обнаружив сплав на основе алюминиевой бронзы (83% меди, 14% алюминия и 3% кобальта), наделённый способностью после значительных пластических деформаций восстанавливать первоначальную форму при нагреве до определённой температуры. (Кому интересно - описание патента здесь. Правда, там почему-то отсутствует сам Курдюмов.)
Правда, открытием это изобретение было признано лишь в 1980 году. И названо ЭФФЕКТОМ КУРДЮМОВА - тоже. Подозреваю, что в других странах об этом даже и не знают.
В чём же ценность таких сплавов? Посудите сами: стержень из никелида титана, легированного цирконием, при диаметре 100 мм развивает усилие до 1000 тонн (!!!). Поэтому его вполне можно использовать при проектировании мощных малогабаритных прессов. Если напрячь фантазию и совместить её с достижениями науки и техники, можно представить роботов, у которых вместо мышц - стержни или пружины из сплава (кстати, не обязательно даже нитинола), "работающего" на ЭФФЕКТЕ КУРДЮМОВА.
На многих производствах (например - в авиационной и космической промышленности) трубы не сваривают встык, а намертво соединяют с помощью муфт сплавов с памятью формы.
Вот как, например, это происходит при сооружении такого сложного агрегата, как самолёт F-14. В нём, говорят, огромное количество труб и аж 300 000 соединений (число невероятное и в него не хочется верить, но источники утверждают, что вот так оно и есть).
В исходном состоянии (при температуре 20˚C) втулка выглядит именно так, как на фото. Затем её помещают в криостат, где при температуре −196˚C плунжером развальцовываются внутренние выступы. Холодная втулка становится изнутри гладкой. После этого специальными клещами втулку вынимают из криостата и надевают на концы соединяемых труб.
Комнатная температура является температурой нагрева для данного состава сплава. А дальше все происходит «автоматически». Внутренние выступы «вспоминают» свою исходную форму, выпрямляются и врезаются во внешнюю поверхность соединяемых труб.
В общем, применение этим сплавам можно найти, где угодно, главное - захотеть.
Георгий Вячеславович Курдюмов (1/14 февраля 1902 - 6 июля 1996) - советский учёный, специалист в области физического металловедения. Действительный член АН УССР, действительный член АН СССР, член Президиума АН СССР. Доктор физико-математических наук, Герой Социалистического труда.
Родился в семье священника. Учился в Шелеховской мужской гимназии. Работал волостным школьным инспектором, а затем преподавал в Красноармейской школе. В советские времена окончил Ленинградский политехнический институт, работал в Ленинградском физико-техническом институте.
В 30-е годы вместе с другими 220 советскими учёными, выезжал за границу, для обмена опытом. Работал в Берлине у немецкого металлурга Георга Закса, который создал метод выращивания монокристаллов сплавов на основе меди. Курдюмов быстро нашёл способ, как применить этот метод к выращиванию кристаллов аустенита.
По возвращении из Германии работал в Днепропетровском физико-техническом институте, затем возглавил его.
Во время Великой Отечественной войны вместе с институтом был эвакуирован в Магнитогорск.
После войны основал Институт физики твёрдого тела АН СССР и возглавил его. Был главным редактором журнала "Вестник НАН Украины".
А ещё про него пишут, что он было одним из академиков АН СССР, которые осудили своего коллегу, академика Сахарова, сказав, что тот «выступил с рядом заявлений, порочащих государственный строй, внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза», а его правозащитную деятельность академики оценивали как «порочащую честь и достоинство советского учёного».
(Сахаров, кстати, призывал США и Запад «ни при каких обстоятельствах не соглашаться с какими-либо ограничениями в гонке вооружений, ядерных в первую очередь» и призывал их к продолжению милитаристского курса и к достижению военного превосходства над СССР.
Но это так, к слову.)
Про второго учёного, с которым Курдюмов делал своё открытие, информации почти нет. Нашёл только, что звали его Лев Григорьевич Хандрос, работал в Институте металлофизики имени Г.В.Курдюмова (кстати), который позже стал НИИ Национальной академии наук Украины. А ещё у него куча патентов.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!