Русский художник Иван Айвазовский (1817-1900) считается одним из величайших художников России. Художник продолжает пользоваться популярностью как источник мастерства и ориентир для начинающих художников-маринистов. Ниже мы погрузимся в жизнь и развитие художника, чья 60-летняя карьера в России, Европе и Соединенных Штатах, повлияла на процесс и творчество этого романтика.
Родившийся в 1817 году в Феодосии, Иван Айвазовский стал одним из самых выдающихся русских художников, специализирующихся на масляной живописи в различных художественных стилях, лучшим из которых является морская живопись.
Присоединяясь к отходу от рационалистического подхода, принесенного эпохой “просвещения”, можно, пожалуй, сказать, что Айвазовский, благодаря великолепному исполнению романтизма в своих морских картинах, отступил от традиций Академии живописи.
Вы, возможно, сталкивались с жанром картин, определяемым большими разбивающимися синими волнами, темными штормовыми морями и замысловатыми кораблями, которые либо борются за то, чтобы остаться на плаву по милости океана, либо нежно качаются на спокойных волнах. Этот жанр живописи называют морской живописью, изображающей сцены в “экспрессионистской” манере, с обширными открытыми морскими пейзажами, гигантскими кораблями, танцующими в море.
Морская живопись связана с особым стилем живописи, называемым романтизмом. Романтический стиль живописи включал в себя большую свободу выражения и интеграцию эмоций и интуиции при рисовании. Это движение возникло в конце 18-го века и рассматривалось как отход от традиций великого “просвещения”, для которого характерны рационально-ориентированные методологии.
Идея романтизма выросла и распространилась по всей Европе и даже достигла Соединенных Штатов. Романтизм как жанр позволил художникам выразить свою точку зрения на исторические события и пейзаж с достаточным пространством и принятием идеи включения личных взглядов художника.
Иван Айвазовский был высококвалифицированным художником, который изначально обучался рисованию у архитектора Якоба Коха. После переезда в российскую столицу Санкт-Петербург он получил художественное образование в классе пейзажа в Императорской академии художеств в 1833 году.
"С тех пор Айвазовский задал тон своей карьере высокого пилота, окончив академию на два года раньше, чем ожидалось, – и с золотой медалью".
Айвазовский был видным человеком, много путешествовавшим, имевшим многочисленные связи с политической элитой России, и даже был назначен основным художником, приписанным к российскому флоту, для написания различных военных сцен, в том числе морских пейзажей, батальных сцен и прибрежных пейзажей.
В дополнение к его многочисленным наградам, экспедициям и интересам, Айвазовский также проявлял большой интерес к археологии и даже был ответственным за несколько раскопок в Феодосии. Большая часть его находок состояла из золотых украшений, глиняных статуэток, костей, амфор и даже саркофага, датируемых примерно третьим-пятым веками до нашей эры.
"Художник преследовал свой интерес с высокой степенью серьезности, в конечном итоге основав Музей древностей в 1871 году, архитектура которого была спроектирована по образцу древнегреческого храма".
За свою жизнь художник был дважды женат: первой женой была английская гувернантка, с которой он развелся в 1877 году, и его вторая жена, армянка Анна Бурназян, на которой он женился в 1882 году. На более поздних этапах своей жизни Айвазовский много путешествовал, переезжая из Парижа в Соединенные Штаты и обратно в Россию.
Шедевр, знакомый многим, “Девятый вал” - это блестящее изображение самой большой волны, которая появляется в череде других больших волн. Мягкие фиолетовые и индиго оттенки привлекают внимание к последствиям жестокого шторма, когда выжившие цепляются за мачту, всё, что осталось от корабля.
"Помимо атмосферы, окружающей “последствия девятого вала”, впечатляющее техническое мастерство Айвазовского сияет ярче, чем когда-либо, благодаря его вниманию к тому, как свет отражается от волн".
Мастерство художника в использовании света для привлечения внимания к его основной теме, морю, великолепно во всех аспектах.
Айвазовский всегда писал картины по памяти. Способность Айвазовского сохранять мельчайшие детали и яркие образы действительно связана с романтическим качеством его картин и стиля. Как видно из "Девятого вала", изображение волн настолько подробно и мощно в своем визуальном воздействии, что имитирует момент, в который происходила сцена. Способность Айвазовского визуализировать такие образы поражает.
"В некотором смысле можно сказать, что любой, кто смотрит на его картины, также становится свидетелем воспоминаний художника и эмоций, пережитых во время этого воспоминания".
Сражение в Чесменской бухте, произошедшее в июле 1770 года, было одним из многих морских сражений, вдохновивших Айвазовского на создание морских картин. В настоящее время размещенная в Национальной художественной галерее имени Айвазовского картина "Битва при Чесме ночью" является еще одним прекрасным примером технического мастерства и мастерства в использовании естественного освещения.
Битва при Чесме также ознаменовала момент, когда русские разгромили османский флот. Возможно, вдохновленный победой России и движимый чувством романтики, Айвазовский взялся за холст.
Айвазовский также был в составе российской делегации, которая получила приглашение посетить торжественное открытие знаменитого Суэцкого канала в 1869 году. Среди известных участников был Федор Литке. Литке был не только президентом Российской академии наук, но и входил в группу, посланную российским императором Николаем I, который вместе с Айвазовским сопровождал великого князя Константина Николаевича на острова Эгейского моря и в Константинополь.
Как обсуждалось ранее, Иван Айвазовский был опытным художником, энтузиастом археологии, русским мастером живописи, отцом и мужем, которым восхищались все, с кем он работал. Если искусства и страсти к путешествиям было недостаточно, чтобы убедить вас в величии художника, его музыкальный талант в игре на скрипке был даже признан русским композитором Михаилом Глинкой, который включил одну из мелодий Айвазовского в свою оперу "Руслан и Людмила".
Многое в личности художника, кажется, упускается из виду, но этому эрудиту можно приписать еще храбрость и бесстрашие - Айвазовский участвовал во многих сражениях, даже во время Крымской войны. Некоторые из его картин были даже “запятнаны кровью”, когда он оказывал медицинскую помощь членам экипажа.
"В пожилом возрасте 75 лет Айвазовский отправился в долгое путешествие по всему миру со своей женой. Пара посетила много стран, наиболее важными в повестке дня Айвазовского были Ниагарский водопад, Вашингтон и Нью-Йорк".
"За 60 лет художник создал более 6000 картин различной тематики, начиная от пейзажа, морской живописи до портрета, реализма и ориентализма. Художник был похоронен 2 мая 1900 года в изготовленном на заказ саркофаге из белого мрамора в армянской церкви Святого Саргиса".