В Голливуде хорошая техническая база, но работникам Голливуда иногда не хватает творческой фантазии. То, как они снимали астронавта в невесомости по заданию НАСА, смотрится убого и однообразно. Космические экспедиции менялись, а невесомость работники Голливуда снимали с помощью одного и того же простого кинотрюка в одном и том же павильоне. И мы это сейчас покажем на примере "Джемини-12".
Согласно мифологии НАСА, это был десятый и последний пилотируемый полёт по программе «Джемини». "Джемини" - это двухместный космический корабль, массой более 3,5 тонн (3762 кг). Выводила его на околоземную орбиту ракета-носитель "Титан" (Titan II CLV).
Мы не будем обсуждать вопрос, могла ли двухступенчатая ракета "Титан-2" вывести на НОО массу более 3,5 тонн, оставим это другим исследователям. А сами сосредоточимся на КИНОФИЛЬМЕ, который называется "NASA GEMINI XII MISSION 1966 JAMES LOVELL & BUZZ ALDRIN SPACE EXPLORATION 15754" - про то, как Джеймс Ловелл и Базз Олдрин исследуют космическое пространство. Баз Олдрин отметился не только в миссии "Аполлон-11", но ещё как бы за несколько лет до лунной аферы, в ноябре 1966 года, слетал в космос на корабле "Джемини-12".
Во время этой экспедиции он якобы пробыл в открытом космосе 5 с половиной часов и совершил умопомрачительный трюк - прикрепил трос к болтающейся рядом "Аджене-XII".
Пикантность ситуации состоит в том, что при сближении с мишенью «Аджена-XII» вышел из строя радар и дальнейшее сближение было проведено по методу, который составлял докторскую диссертацию Олдрина. Олдрин использовал для измерений ручной секстант. Он сообщал параметры включения двигателя командиру экипажа: "ноль-два, плюс ноль-пять, плюс 48". И этот метод дал успешные результаты. "Джемини" без проблем состыковался с "Адженой". Так рассказывает легенда НАСА.
Сначала Олдрин вышел в открытый космос якобы на 2 часа 20 минут, чтобы установить поручень.
Вначале я думал, что всех астронавтов в невесомости независимо от миссий играет один и тот же актёр, который натренировался висеть на тросе и руками изображать невесомость. Но среди кадров "Джемини-12" есть момент, когда Олдрин поднимает светофильтр шлема и мы видим его лицо. Значит, в съёмках невесомости принимало участие всё-таки несколько актёров.
Как привязать "Аджену" 30-метровым тросом, Олдрин тренировался в бассейне.
Мы знаем (по документальному кинофильму), что он тренировался в скафандре в бассейне, в который был погружен учебный макет "Аджены". Для получения "нулевой плавучести" к скафандру, к животу, был прикреплен груз массой 27 кг (60 фунтов).
Вот в этом месте фильма об этом рассказано, как при нулевой плавучести актёр Олдрин прикрепил себя за пояс к кольцам на "Аджене" (выбрал вариант фильма с русским переводом):
При этом мы видим, что из герметичного скафандра из-под сочленений на поясе и на шее выходят струйками пузырьки воздуха:
И эти пузырьки воздуха отходят не от находящихся рядом аквалангистов, они выходят именно из "герметичного" скафандра. Как и в предыдущих версиях "Джемини", шлем скафандра вращался на подшипниках влево-вправо. Может быть, именно из-за подшипников вдоль шеи и возникала негерметичность, и сквозь металлические шарики просачивался воздух?
Но для съёмок в открытом космосе это не имело никакого значения, поскольку весь "космос" снимался в павильоне. Актёр просто висел на тросе и выполнял задания режиссёра - изобразить, что закручивает плохо прикрученные болты на поверхности "Аджены", что крепит фал к поясу и т.д.. Актёра снимала бортовая камера. Его показали висящим в горизонтальной плоскости, как будто в невесомости (см.ниже кадр слева). На самом деле актёр висел телом вертикально вниз (см.кадр справа) на обычном тросе, а съёмочную камеру повернули вокруг своей оси на угол около 90 градусов для потери ориентации верха и низа.
Это поза "мойщика окон", подвешенного на двух верёвках.
Это - обычная поза при зависании на тросе, закреплённом к кольцу на спине, во время проведения высотных работ.
Пытаясь разнообразить "съёмки в невесомости" режиссёры Голливуда (точнее те, кто отвечал за визуальные эффекты), стали придумывать всякие "фишки" для развлечения зрителей. Например, актёр в открытом космосе в конце работы "чистит" рабочее место - выбрасывает вдаль какие-то белые куски, похожие на пенопласт. Чтобы доказать, что дело происходит в невесомости, работники Голливуда показывают, что кусок пенопласта летит по диагонали вверх.
Разгадка этого фокуса проста. Брошенный пенопласт падает на самом деле вниз. А чтобы вы не догадались, что для этого был использован наивный кинотрюк, камеру повернули вокруг оси на 120 градусов. Вот как это выглядело в реальности.
Актёр висел на двух тросах, прикреплённым к спине (жёлтые линии), а правой рукой крепко держался за бортик муляжа "Аджены", чтобы не было раскачиваний на тросе, не свойственных "невесомости".
А перед этим актёр бросал прямоугольный ошмёток, который летел в другую сторону, влево, но тоже вверх.
По легенде НАСа это должен быть, по-видимому, разводной ключ, прикреплённый к поясу.
Как был снят этот фрагмент - с отлётом предмета влево, предлагаю подумать вам. А потом расскажу свою версию.
При разборе этого "документального" фильма о полёте "Джемини-12" ясно одно - вместо выхода в открытый космос администрация НАСА снимала актёра, висящего на тросе, а на фон проецировался заранее отснятый вид Земли из космоса или из стратосферы. В таких условиях можно пребывать в "открытом космосе" хоть 5 часов, хоть 10. Ведь для таких кадров не нужно было астронавтов запускать на оклоземную орбиту. Всё снималось в павильоне. Кроме, конечно, старта ракеты, улетевшей вверх без экипажа.
Можно ли База Олдрина при этом называть астронавтом, если он всё время снимался только в фальшивых кинопостановках? Вероятнее всего, Олдрин даже в ближнем космосе ни разу не побывал, а просто бессовестно изображал астронавта.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!