Найти тему
Сергей Курий

История женских причёсок - 7: «Эльфы» и «ульи» (1950-60-е годы)

Оглавление

Вся вторая половина XX века отмечена не только разнообразием женских причёсок, но и большой свободой в их выборе. Теперь в моде одновременно могут быть, как брюнетки, так и блондинки, как длинные волосы, так и короткие.

Например, в 1950-е годы свои позиции ещё сохраняет причёска с фактурными валиками, завитками и буклями, напоминающая аккуратную «клумбу» на макушке.

Джули Лондон и Дебра Пейджит.
Джули Лондон и Дебра Пейджит.

В то же время в фаворе и более свободные укладки — вроде крупных локонов, поднимающихся надо лбом и ниспадающих по бокам и сзади (как у Мэрлин Монро и Джейн Мэнсфилд).

Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.
Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.

Более аккуратные «волны» мы можем увидеть у другой кинозвезды 50-х — Грейс Келли. Она укладывала их назад так тщательно, что причёска напоминала застывшую на голове морскую пену. Концы волос актриса нередко скручивала на затылке в аккуратную «ракушку», которую также называли «французским пучком».

Грейс Келли.
Грейс Келли.

Что касается молоденьких и длинноволосых девушек того времени, то они предпочитали более простую и удобную конструкцию — т.н. «конский хвост» — пряди перехваченные резинкой высоко на затылке. Подобный хвост (иногда в сочетании с чёлкой) носила совсем юная Брижит Бардо.

Брижит Бардо.
Брижит Бардо.

Однако самую знаменитую чёлку 50-х мы можем наблюдать на провокационных снимках «королевы пин-апа» по имени Бетти Пейдж. Девушка запомнилась современникам не только соблазнительными формами, но и роскошной причёской из гладких блестящих иссиня-чёрных волос. Отныне пышная, подкрученная внутрь, чёлка клинообразной формы будет ассоциироваться исключительно с Бетти.

Бетти Пейдж.
Бетти Пейдж.

Актриса Одри Хепберн в эротических фотосессиях не участвовала. Тем не менее, её причёска из фильма 1954 года — «Римские каникулы» — была куда свежее и революционнее. Героиня Одри — принцесса Анна — прямо в кадре срезает в парикмахерской свои длинные волосы и делает себе озорную мальчишескую стрижку — гладкую по бокам, объёмную сверху и градуированную под углом сзади. Это позволило выгодно продемонстрировать длинную шею актрисы, а небрежная чёлка подчёркивала красивые глаза.
И без того молодая и стройная Хепберн стала казаться ещё более юной и хрупкой. Недаром новую стрижку окрестят «пикси» (pixie — англ. «эльф»). По сути, это была вариация на тему «боба» 1920-х, но с одной характерной чертой — чёлка была разделена на прядки и имела рваные края.

Одри Хепберн в к-ф «Римские каникулы» (1954).
Одри Хепберн в к-ф «Римские каникулы» (1954).

Следующая модная причёска обязана кино не только своей популярностью, но и названием. В 1959 году на экраны выходит картина «Бабетта идёт на войну», где героиня Брижит Бардо перепрофилируется из работницы борделя в патриотическую британскую разведчицу, борющуюся с фашистскими захватчиками.

Бриджитт Бардо в к-ф «Бабетта идёт на войну» (1959).
Бриджитт Бардо в к-ф «Бабетта идёт на войну» (1959).

О фильме уже многие и забыли, а вот причёску «бабетта», которую специально для Бордо сделал парикмахер Жак Дессанж, помнят до сих пор. В основе «бабетты» лежал начёс. Начёсанные (от корней к концам) пряди волос поднимались на макушку и укладывались плотным валиком, на который затем крепились другие прядки. Крепились они в произвольном порядке, из-за чего причёска походила на этакое элегантно-небрежное «гнездо» прямо на макушке. Понятно, что на удержание такой конструкции уходило немало лака и шпилек.

Ещё одна вариация «бабетты» от Бриджитт Бардо.
Ещё одна вариация «бабетты» от Бриджитт Бардо.

Модную тенденцию подхватила и Одри Хепберн.
Буквально через два годы после «Бабетты» на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани», где главная героиня красовалась с похожей высокой причёской. В отличие от «бабетты», она была более фактурной. После начёса волосы разделялись на косой пробор и укладывались назад — на одну сторону. После чего концы завивались в тугую петлю и фиксировались у макушки лентой или заколкой, образуя подобие большого кокона. Образ довершала короткая чёлка.

Одри Хепберн в к-ф «Завтрак у Тиффани» (1961).
Одри Хепберн в к-ф «Завтрак у Тиффани» (1961).

Изобрела причёску с «куколем» Маргарет Винчи Хелдт. Этой парикмахерше из Чикаго так нравилась маленькая шляпка, сделанная из чёрного бархата и перепоясанная красной лентой, что ей захотелось соорудить нечто подобное, но только из волос.
Как только не называли новую причёску! И «пчелиным ульем» (Beehive), и B-52 (за схожесть с носом одноименного американского бомбардировщика). Её укладка занимала так много времени, что многие модницы в СССР неделями не мыли головы. И народ тут же переименовал «пчелиный улей» во «вшивый домик».

Женская поп-группа The Ronettes.
Женская поп-группа The Ronettes.

Интересно, что уже во второй половине 1960-х эта революционная причёска превратилась в символ старомодности (например, её носит строгая консервативная учительница литературы в советского к-ф 1967 г. «Доживём до понедельника»).

Кадр из к-ф «Доживём до понедельника».
Кадр из к-ф «Доживём до понедельника».

Надо сказать, что большая часть 1960-х прошла именно под знаком пышных объёмных причёсок с, падающей на глаза, густой чёлкой. Достичь объёма за счёт своих ресурсов было непросто — поэтому обильно использовались валики и шиньоны. Очень популярными становятся парики – причём самых разных цветов.

Джин Шримптон.
Джин Шримптон.

Одновременно наблюдается прогресс и в сфере коротких стрижек. В середине 1960-х героиней эпохи становится совсем девушка-подросток — худощавая, дерзкая и энергичная. Женщины снова ходят выглядеть молодо, и в причёсках возрождается дух 1920-х годов.

Колин Корби, Лулу и Донна Лорен.
Колин Корби, Лулу и Донна Лорен.

Пропагандистом коротких стрижек становится парикмахер Видал Сассун. Свои причёски он создавал безо всяких лаков и завивок, орудуя одними ножницами. И главное — эти стрижки не требовали ежедневного ухода.

Видал Сассун:
«Женщины моего времени полжизни проводили в салонах, и я подумал: почему бы им просто не стричься раз в месяц так, чтобы волосы потом сами принимали заданную форму?».

Одним из первых примеров для подражания стала супермодель 1960-х по прозвищу Твигги (веточка) с её огромными глазами и короткими, зализанными за уши волосами.

Твигги.
Твигги.
Видал Сассун:
«Имидж женщины-мальчика, выбранный для Твигги, не предполагал длинные волосы и сложные укладки, поэтому я остановил свой выбор на короткой стрижке, простой и в то же время дерзкой и изысканной».

Также Сассун сделал причёску для модельерши и изобретательниц мини-юбки — Мэри Квант, заявив ей: «Я буду стричь так, как вы режете и кроите материал». Причёска представляла собой разновидность геометрического «боба» — имела «грибообразную» (как у «битлов») форму и пять, слегка заострённых, концов.

А в 1966 году Сассун вновь популяризовал причёску «пикси», когда обрезал волосы актрисе Миа Ферроу (как раз перед её свадьбой с Френком Синатрой). Именно с этой причёской актриса красуется в знаменитом фильме 1968 г. «Ребёнок Розмари».

Сассун стрижёт Миа Фэрроу для к-ф «Ребенок Розмари» (1968).
Сассун стрижёт Миа Фэрроу для к-ф «Ребенок Розмари» (1968).

Руками Сассуна создана и причёска «паж» — чашеобразная, с густой чёлкой над бровями и концами волос, завитыми внутрь. Она стала неотъемлемой чертой образа французской певицы Мирей Матье.

Мирей Матье.
Мирей Матье.

Напоследок, приведу фото ещё несколько знаменитостей эпохи 1950-60-х годов.

Розмари Клуни, Захра Норбо, Пайпер Лори.
Розмари Клуни, Захра Норбо, Пайпер Лори.
Мами Ван Дорен, Анита Экберг, Диана Дорс.
Мами Ван Дорен, Анита Экберг, Диана Дорс.
Джина Лоллобриджида, Кэрролл Бейкер, Софи Лорен.
Джина Лоллобриджида, Кэрролл Бейкер, Софи Лорен.
Ивонн Крейг, Клаудия Кардинале, Наталья Варлей.
Ивонн Крейг, Клаудия Кардинале, Наталья Варлей.
Женская поп-группа The Shangri-Las.
Женская поп-группа The Shangri-Las.
Женская поп-группа The Supremes.
Женская поп-группа The Supremes.
Джейн Фонда, Джуди Коллинз, Мишель Мерсье.
Джейн Фонда, Джуди Коллинз, Мишель Мерсье.
Сара Монтьель, Наталья Фатеева, Эдита Пьеха.
Сара Монтьель, Наталья Фатеева, Эдита Пьеха.
Ракель Уэлч, Нэнси Синатра, Элизабет Тейлор.
Ракель Уэлч, Нэнси Синатра, Элизабет Тейлор.
От моды - к моде... Четыре причёски актрисы Лесли Карон.
От моды - к моде... Четыре причёски актрисы Лесли Карон.

Все ссылки на предыдущие статьи об истории женских причёсок см. ниже.

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

Цикл "Женская красота с головы до ног":