Проблемы в взаимоотношениях с окружающими и близкими людьми – один из наиболее распространенных запросов, с которым обращаются к психологу.
Чаще всего проблемы общения связаны со сложностями во взаимопонимании. А ведь для взаимопонимания в нашей психике предусмотрен целый комплекс механизмов:
🔷 Первый механизм: проверка сообщения.
При вступлении в коммуникацию прежде, чем передать сообщение, мы автоматически проверяем его по трем основным параметрам:
🔹 не нарушает ли оно мой образ в представлении других людей – то есть соответствует ли тому, каким я хочу, чтобы меня видели.
🔹 не разрушает ли оно образ другого – каким он, по моему мнению, хочет выглядеть в глазах других людей и моих в том числе.
🔹 соответствует ли мое сообщение контексту ситуации или взаимоотношений.
Иногда этот механизм сбоит – выпадает проверка одного из параметров, и тогда коммуникация может прерваться или перерасти в конфликт.
Например, вы легко можете представить, как будет выглядеть ваше сообщение, если вам хочется казаться умным, но, как назло, ничего умного в голову не приходит, или забываются термины, которыми хотелось бы блеснуть. Или результат общения с подростком, если обратиться к нему в присутствии посторонних «Мой малыш».
Результат игнорирования третьего параметра легко отследить на примере ситуации, свидетелем которой я была не так давно: девушка при всем честном народе в транспорте громко обращалась к своему спутнику «Зая» и также громко удивлялась почему Зая краснел, мялся и не знал, что ответить.
Далее начинают работать механизмы взаимопонимания. Их можно разделить на
⬇ ⬇
внутриличностные межличностные
🔷 Внутриличностные механизмы понимания – это эмпатия и рефлексия.
С помощью эмпатии мы можем понимать эмоциональное состояние другого человека, разделять его переживания и осознавать их глубину, а при помощи рефлексии - определять каким образом нас воспринимают другие и воспринимают ли, и что мы можем предпринять, чтобы быть правильно воспринятыми и понятыми.
🔷 Параллельно внутриличностным работают межличностные механизмы взаимопонимания.
🔹 Физиогномическая редукция. Проще говоря – мы «встречаем по одежке» (чертам и выражению лица, особенностям телосложения, манере одеваться) и стараемся оценить человека и сделать вывод - подходит ли данный человек в данной конкретной ситуации для коммуникации или нет.
🔹 Далее начинает работать механизм категоризации. Мы определяем к какой категории относится наш объект коммуникации. Иногда это сделать легко - например, определить мужчина он или женщина, пожилой или молодой. Иногда сложнее – например, при определении бедный/богатый, образованный/необразованный и так далее.
🔹 Разделив окружающих на категории, у нас включается механизм групповой идентификации для того, чтобы причислить себя к одной из категорий. Присоединяясь к определенному МЫ, человек ощущает себя больше, сильнее, у него повышается самооценка. Но при этом появляется и понимание, что есть МЫ, а есть ОНИ, и эти группы друг от друга отличаются. И начинает работать…
🔹 … механизм сравнения. Основная «засада» при работе этого механизма состоит в том, что для ощущения превосходства НАС над НИМИ не требуется никаких особенных подтверждений. Чем каждый из НАС сильнее и ценнее, тем МЫ сплоченнее, и чем сильнее МЫ, тем сильнее и ценнее каждый из НАС, поэтому переоценка НАС и недооценка ИХ – вполне типичное явление, так же, как и стремление преуменьшать различия между членами одной группы и преувеличивать различия между самими группами.
Кроме того, чем менее определенными являются критерии, по которым МЫ лучше ИХ, тем предпочтение СВОИХ ЧУЖИМ усиливается. А вот в тех группах, где почему МЫ лучше ИХ четко определено, члены группы оказываются более справедливыми в оценках СВОИХ и ЧУЖИХ, более терпимыми и склонными к пониманию.
🔹 Следующий механизм – стереотипизация. Сравнивая НАС и ИХ, каждая группа четко представляет качества, которые отличают их друг от друга: какие именно МЫ лучше каких именно ИХ. И типичные качества группы присваиваются каждому участнику. Именно этот процесс характеризуется фразой – ОНИ все такие.
🔹 Далее вступает в действие механизм атрибуции – приписывание причин поведения другому человеку. Раз человек принадлежит к группе, в которой все ТАКИЕ, то и он ТАКОЙ, значит причины его поведения ТАКОВЫ и действовать он будет скорее всего ТАК.
Конечно же, многие стараются опираться не только на стереотипы, но и принимать во внимание объективную информацию. Но если объективной информации о мотивах поведения другого человека не хватает, то мы с легкостью и, порой очень незаметно для себя, заменяем её субъективной информацией – фантазией, домыслами, примерами из собственного жизненного опыта.
🔷 И на последнем этапе внутриличностные и межличностные механизмы понимания приходят в единую точку: начинает работать механизм децентрации и личностной идентификации. Мы, с той или иной степенью успешности, выносим за скобки собственные взгляды и суждения, отождествляем себя с другим человеком, стараемся представить себя на его месте, посмотреть на мир его глазами и, тем самым, лучше понять мотивы, которые им движут, понять или принять его точку зрения или его жизненную позицию.
Если один или несколько механизмов сбоят, то их работа может быть скомпенсирована за счет других механизмов. Но одно дело, когда, например, работу механизма эмпатии компенсирует работа механизма рефлексии, то есть человек не способен ощутить глубину переживания другого и посочувствовать, но может рациональным путем определить, что другому плохо и прийти, например, на помощь.
И совсем иное дело, когда мы начинаем копается в себе, то есть рефлексировать, вместо того, чтобы присмотреться к человеку, с которым вступаем в контакт. Или наоборот – там, где требуется эмпатия, понимание, сочувствие, мы вешаем на другого ярлык «Они все такие», и прерываем контакт.
Поэтому чем в большей степени мы осознаем работу этих механизмов, чем шире наш горизонт восприятия, тем большую свободу в их использовании мы получаем и тем эффективнее для себя общаемся.
© Юлия Ивлева
#психология #психолог #гештальт #чтоделать #эмпатия #конфликт #непонимание #общение #контакт