Сегодня я Вам представляю довольно необычную колоду, которая совершенно не похожа на всё, что я публиковал ранее. Она посвящена не стране, а событию. Точнее не событию, а картине, написанной в память об этом событии. А приобрёл я её потому, что являюсь большим поклонником художника Яна Матейко. Хотя он частенько и представляет наших соотечественников в неприглядном свете. Но на этой картине наших соотечественников нет. Зато во время Второй Мировой войны её активно искало гестапо, чтобы уничтожить. Речь, разумеется, о картине "Грюнвальдская битва". А колода имеет довольно длинное название - "Grunwald 1410 The Battle of Tannenberg" (в Германии Грюнвальдскую битву называют битвой при Танненберге).
Полотна Матейко изобилуют реальными историческими персонажами, причём порою даже в ущерб исторической истине. Этим и воспользовались создатели колоды. Они разрезали картину на фрагменты, которые поместили на картах. Колода структурирована по мастям. На червах и бубнах изображены участники битвы с польско-литовской стороны, на трефах и пиках - со стороны Тевтонского ордена. Всё строго в соответствии с цветами их флагов. Тузы в колоде - общая атрибутика. Короли - предводители войск. Валеты - наиболее заметные участники сражения. Так как дамы в ту пору в войнах не участвовали, то на этих картах изображены фрагменты с драпировкой. Джокеры - морды коней. Ну а о рубашке карт расскажу отдельно.
Для тех, кто не в курсе - Грюнвальдская битва произошла в 1410 году между польскими и литовскими войсками, поддержанными вспомогательными татарскими и русскими (преимущественно смоленскими) полками с одной стороны, и крестоносцами Тевтонского ордена с другой стороны. Тевтонцы потерпели такое сокрушительное поражение, что не только вынуждены были остановить экспансию в Восточной Европе, но и со временем Орден прекратил своё существование как государство, обладающее собственной территорией.
Бубны:
Туз - польское знамя.
Король - великий князь Литовский Витовт, в последнее время его чаще всего именуют Витовтом Великим. Один из предводителей польско-литовского войска в Грюнвальдской битве. Изображён в центре картины, поскольку считается, что он сыграл в сражении главную роль. После Грюнвальдской битвы стал одним из самых влиятельных монархов Восточной Европы. Его единственная дочь, Софья, вышедшая замуж за великого князя Владимирского и Московского Василия I, после смерти мужа передала Московское княжество под защиту отца. Витовт скончался внезапно. Вероятно, его добило известие, что обещанную ему римским папой королевскую корону перехватили поляки. Местонахождение могилы великого князя неизвестно. Народная легенда гласит, что Витовт вовсе не умер и вернётся, когда Литве будет грозить опасность. Ну а изображение на картине, разумеется, символичное. Ни один рыцарь не кинулся бы в бой вот так без доспехов.
Валет - Завиша Чёрный из Гарбова. У французов эталоны рыцарства - Роланд и Баярд, а у поляков - Завиша. Служил императору Священной Римской империи Сигизмунду, но, узнав о начале войны с Тевтонским орденом, вернулся в Польшу и принял участие в Грюнвальдской битве. Был хорошо известен в Европе, особенно после того, как на одном из турниров с первого же удара вышиб из седла считавшегося непобедимым будущего короля Арагона и Сицилии Хуана II Великого. Погиб в битве с турками во время осады Голубаца.
Червы:
Туз - Святой Станислав Щепановский. Епископ Краковский. По преданию убит в церкви лично польским королём Болеславом II Смелым за то, что обвинил его в изнасиловании одной из дворянок. Гибель епископа спровоцировала восстание, положившее конец правлению Болеслава. Станислав является святым покровителем Польши. Бывший любовник Екатерины II, король Польши Станислав Понятовский учредил в его честь орден, который после присоединения Польши к Российской империи вошёл в число российских орденов. На картине Святой Станислав в небе молится о победе своих соотечественников.
Король - великий князь Литовский Ягайло, он же Владислав II Ягелло. Благодаря удачной женитьбе на польской королеве Ядвиге стал королём Польши. Двоюродный брат Витовта, отца которого по некоторым сведеньям приказал задушить. Разумеется, такой человек не мог стать главным героем картины, хотя Ягайло чуть не погиб в той битве, поскольку после отступления с поля боя литовцев, крестоносцы пробились к его ставке. Поэтому Матейко изобразил его на заднем плане в уголке и в полном облачении.
Валет - Мартин из Вроцимовиц. Изображён рядом с Витовтом, хотя в Грюнвальдской битве он нёс главное знамя польской армии, а не литовской. То самое, изображённое на бубновом тузе. За него шёл особенно тяжёлый бой.
Пики:
Туз - тевтонское знамя. Как видите, оно падает, символизируя победу поляков и литовцем над Тевтонским орденом.
Король - великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Считается, что именно его жестокость по отношению к полякам и литовцам и привела в конечном итоге к Грюнвальдской битве. Фон Юнгинген оказался не только хреновым политиком, но хреновым полководцем. В битве погиб цвет тевтонского рыцарства и было уничтожено почти всё руководство Ордена. Сам магистр также пал на поле боя. Этот момент и запечатлён на картине. Обратите внимание на копьё, направленное в грудь фон Юнгингена. Это так называемое Копьё судьбы, оно же копьё святого Маврикия или копьё сотника Логина, которым по приданию милосердный римский легионер поразил сердце Иисуса Христа, чтобы прекратить его страдания на кресте. Наличие на картине Копья судьбы символизирует, что Бог в этом сражении не на стороне крестоносцев.
Валет - Яков Скарбек. Вот тут я, честно говоря, в тупике. Вообще-то Скарбек сражался в рядах польского войска. Возможно, тут возникла путаница. Рыцарь, замахивающийся мечом на Якова - это герцог Померании (Поморья) Казимир V. Он сражался на стороне тевтонцев и был взят в плен как раз таки Скарбеком. Ягайло освободил Казимира, дабы не портить отношения с Померанским герцогством.
Трефы:
Туз - меч, который держит в руках Витовт. Вероятно, это один из легендарных грюнвальдских мечей, которые великий магистр Ульрих фон Юнгинген послал Витовту и Ягайло, вызывая их на бой.
Король - а вот этого господина большинство дешифровщиков картины не упоминают. Скорее всего, это Генрих фон Плауэн - на тот момент комтур (губернатор) Свеце и новый великий магистр после гибели Ульриха фон Юнгингена. А дешифровщики молчат про него вероятно потому, что в Грюнвальдской битве он не участвовал. Фон Плауэн просто не успел соединиться с великим магистром, тем самым сохранив для Ордена ценнейшего кадра. После поражения он оперативно собрал остатки разгромленных крестоносцев в Мариенбурге и выдержал в нём многомесячную осаду. Не сумев взять город, Витовт и Ягайло заключили с тевтонцами мир, из-за которого многие историки ставят под сомнение ключевое значение Грюнвальдской битвы в окончательном разгроме Тевтонского ордена. Фон Плауэна по этому поводу провозгласили спасителем Ордена и избрали новым великим магистром. Но всего через три года рыцари отблагодарили его заговором. Тот, кого ещё недавно называли спасителем, вынужден был отречься от титула великого магистра и умер в заключении. Некоторые историки считают, что этим заговором крестоносцы добились того, с чем не справились Витовт и Ягайло - запустили процесс окончательного распада Ордена. Ну а на картине Генрих фон Плауэн спешно покидает поле боя, чтобы собрать остатки разбитого войска. Как я уже писал, символизм для Яна Матейко всегда был важнее исторической достоверности.
Валет - Марквард фон Зальцбах. Комтур Бранденбурга. О, это интереснейшая личность! Однажды фон Зальцбах попал в плен к Витовту, который в то время боролся за власть с Ягайло. Со временем пленник стал одним из ближайших советников литовского князя, а будучи отпущен обратно в Орден, считался там крупнейшим специалистом по Литве. Между тем Витовт регулярно заключал союзы с крестоносцами против двоюродного брата, и также легко их нарушил. Поэтому однажды на очередных переговорах фон Зальцбах весьма нелюбезно отозвался о маме литовского князя, превратившись тем самым в его личного врага. В Грюнвальдской битве комтур попал в плен. Витовт потребовал от него извинений и, получив отказ, приказал казнить. На картине фон Зальцбах изображён с арканом на шее, который накинул на него какой-то татарин.
Собственно, изображение драпировок на дамах. Бубны - попона коня Маркварда фон Зальцбаха. Червы - плащ князя Олесницкого Конрада VII Белого, польского рыцаря, сражавшегося на стороне тевтонцев и попавшего в плен. Пики - попона лошади всё того же Конрада VII.
А вот и обещанная рубашка карт. Знаете, кто это? Это легендарный чешский воин Ян Жижка - в будущем слепой предводитель гуситов, наводивший страх на врагов. Ранняя биография Страшного слепца не очень хорошо изучено, поэтому ему приписывается участие во всех крупных европейских сражениях, произошедших в пору его молодости - Грюнвальдской битве, битве при Мохаче против турок, битве при Азенкуре во время Столетней войны. Ну и, разумеется, поляки уверены, что своего первого глаза Жижка лишился именно в их рядах.
Будущий гусит заносит меч над головой комтура Тухеля Генриха фон Швельборна. Его же плащ изображён на трефовой даме. Однако, считается, что фон Швельборн успел бежать с поля боя и был убит во время преследования.
Ну и джокеры. Конь Витовта, конь Маркварда фон Зальцбаха и конь Генриха фон Плауэна.
Вот такая вот история...
Читайте в этом цикле: