Как только Никита Сергеевич Хрущев официально утвердился в статусе руководителя СССР, в адрес западных стран и их союзников, сразу же полились угрозы. Никита Сергеевич был эмоциональным и даже излишне вспыльчивым человеком, который никогда не лез в карман за словом. Однако, подобное поведение Никиты Сергеевича не редко приводило к появлению напряженности между странами. В этой статье мы хотим рассказать о том, почему Никита Сергеевич Хрущев хотел сбросить ядерную бомбу на Турцию в 1957 году.
Все началось из-за переворота в Египте
Политический переворот в Египте произошел в середине 50-х годов 20 века. Советский Союз официально поддержал нового руководителя страны Гамалю Абделю Насеру. Однако, в октябре 1956 года между Египтом и Израилем происходит военный конфликт. Советский Союз логично поддержал Египет, а вот на стороне израильтян выступили Франция и Англия. В последствии, советская сторона начала поставлять Египту оружие и отправлять своих советников в страну, а вот лидеры Франции и Англии, высказались о том, что действия советской стороны являются неприемлемыми.
Ответ Никиты Сергеевича не заставил себя долго ждать. Руководитель СССР заявил, что «шарахнет» ядерной бомбой по столицам Франции и Англии, а также напомнил, что места расположения военных баз, давно известны советским войскам. Лидеры Франции и Англии всерьез озаботились сказанными словами и в кратчайшие сроки вывели свои войска с Синайского полуострова. Хрущев же для себя сделал вывод, что руководители Западных стран понимают только язык силы.
В конфликте появились новые участники
В 1957 году, руководители Сирии и Египта всерьез задумались над тем, чтобы объединить страны в одно государство. Однако, подобный шаг не входил в планы руководства Израиля, которое узнав о возможном объединение, обратилось за помощью к властям США. Но, все пошло немного по иному сценарию.
Дабы не допустить объединения Сирии и Египта, руководство Турции (в 1952 году Турция стала полноправным членом НАТО – прим.) отдало приказ своим вооруженным силам, выйти к границам Сирии. Интересно, что турецкие войска не только в плотную подошли к границам Сирии, но еще имела в своем арсенале тяжелое вооружение. Хрущев сразу же ответил на подобный шаг от руководства Турции. Так, руководитель СССР заявил, что в случае, если Турция нападет на Сирию, Советский Союз выступит на стороне последних.
Ситуация набирала обороты
20 октября 1957 года Никита Сергеевич Хрущев получил для рассмотрения 2 дальнейших плана действий, которые подготовил новоиспеченный министр обороны СССР Родион Малиновский. Оба плана предполагали использование ядерного вооружения:
· Согласно плану №1, советское военное руководство, предлагало решить возникший конфликт кардинально. Несколько бомбардировщиков были бы вооружены ядерными бомбами и вскоре нанесли бы точный удар по противникам.
· Согласно плану №2, предполагалось использование ядерного оружия исключительно в отношении Турции, которая являлась наиболее агрессивным противником, по мнению военного руководства СССР.
Позже, были получены сведения от советских разведчиков, которые были заброшены на территорию Сирии. Разведчики сообщили, что турецкие войска готовят свои механизированные части к активному наступлению. После полученной информации, Малиновский в срочном порядке сообщил об этом Хрущеву и предложил сразу же ударить по позициям турецких войск ядерными бомбами. По мнению министра обороны СССР, подобный шаг, на долгое время остановил бы подготовку турецких войск и позволил бы Советскому Союзу перебросить свои войска, для помощи Сирии.
Хрущев не стал спешить с ответом
Никита Сергеевич очень внимательно выслушал Малиновского, однако не стал спешить с ответом. После нескольких часов раздумий, руководитель СССР отказался от подобной идеи, но приказал готовить ядерное вооружение к боевому применению.
Одновременно с этим, проходила активная подготовка наземной операции, командование которой осуществлял маршал Константин Рокоссовский. 24 октября советская сторона начала активные учения, которые показывали турецкой стороне, что будет происходить в случае эскалации конфликта. Но, по планам Хрущева, если бы учения не произвели должного эффекта, использование ядерного вооружения действительно произошло. По замыслу руководителя СССР, Турция попросту не должна была вмешиваться в объединение Сирии и Египта, в противном случае ядерное вооружение поразило бы Анкару, которая в последствии была бы окружена советскими войсками.
Нарастающий конфликт смог погасить президент США Дуайт Эйзенхауэру. Американский лидер в телефонном разговоре, дал Хрущеву обещание уладить все спорные моменты, если у него будет необходимое время. Хрущев согласился с доводами американского президента, однако не отменил подготовку операции. И только спустя некоторое время, руководство Турции в действительности отказалось от вмешательства в дела Сирии и Египта, а советский лидер отдал приказ, закончить учения и подготовку операции…