Найти тему
TechInsider

Почему советскую «Татру» называли косолапой: нелепая ошибка или умное ноу-хау?

Когда грузовик ехал без груза, он "косолапил" - подгибал колёса внутрь, так что они катились на внешней кромке.

    Почему советскую «Татру» называли косолапой: нелепая ошибка или умное ноу-хау?
Почему советскую «Татру» называли косолапой: нелепая ошибка или умное ноу-хау?

Одним из них была необычная подвеска на качающихся полуосях. У любого "нормального" грузовика в те годы была зависимая подвеска - цельные мосты, на которые крепятся колёса.

У «Татр», включая 815-ю модель на фото выше, самую популярную из всех, подвеска независимая, на качающихся полуосях. Этим и объясняется её косолапость. Взгляните на фото ниже и сразу всё поймёте.

   Трансмиссия "Татра-815".Hiace / Land-Cruiser.ru
Трансмиссия "Татра-815".Hiace / Land-Cruiser.ru

Рама у машины тоже необычная, хребтовая. У обычных грузовиков рама похожа на приставную лестницу - два лонжерона и несколько поперечин. А у Tatra рама - это труба в продольной плоскости машины, как хребет. К ней крепятся полуоси колёс.

Когда грузовик едет без груза, оси отклоняются вниз - он "косолапит". Под весом груза рессоры прогибаются, машина оседает вниз и полуоси принимают горизонтальное положение.

«Татры» способны ездить без любого колеса

«Татроводы» рассказывают много интересного про это необычное шасси. По сравнению с зависимой подвеской машин родом из СССР, оно даёт несколько преимуществ:

  • Проходимость. Колёса движутся независимо друг от друга и лучше подстраиваются под неровности местности.
  • Ремонтопригодность. Получить доступ к подвеске "Татр" для ремонта проще.
  • Способность ездить со снятым колесом. Причём на любой оси. Потеряв одно колесо - любое из шести - машина может своим ходом добраться до базы.

Отмечают и главный недостаток - неравномерный износ шин. Поэтому, работая на "Татре", нужно покрышки периодически разворачивать в обратную сторону.