В 1979-м году в составе британской рок-группы Black Sabbath произошли существенные изменения, в итоге которых пришлось заменить Оззи Осборна и Гизера Батлера на бывших участников групп Elf и Rainbow - Ронни Джеймса Дио и Крейга Грубера. Правда, впоследствии Батлер вернулся и перезаписал бас-гитару Грубера, и в итоге получился почти что шикарный альбом «Heaven and Hell», который вернул «Саббату» хорошие позиции в чартах, хотя, по сути, это уже был не совсем Black Sabbath, а, скорее, сольное творчество Дио на всё еще узнаваемых «саббатовских» риффах Тони Айомми.
Лично для меня самый конец 1982 года стал переломным в музыкальном отношении. Я тогда только-только вернулся из рядов СА, в которых мой доступ к рок-музыке был настолько ограниченным, что его как бы и не было. И вот, первыми новыми записями своих любимых старых групп, которые я услышал, были Rainbow, Whitesnake, Gillan, все альбомы – 1981 года, а также Black Sabbath «Heaven and Hell» 1980-го.
Ну, новое звучание Rainbow меня сильно опечалило, Дэйвид Ковердейл совсем не стал тяжелее по сравнению с предыдущими своими альбомами 70-х, которые я слышал, хотя с приходом Иэна Пэйса музыка Whitesnake стала как-то более живая. Гиллан меня очень сильно удивил, потому что я думал, что он полностью ушел в джаз-рок (о его новых хард-рок-альбомах конца 70-х я не имел представления), и хоть его «Future Shock» мне понравился, но особенным событием для меня не стал.
А вот от «Heaven and Hell» я совершенно обалдел. Конечно, музыка Black Sabbath сильно изменилась, стала хайповой и даже заметно коммерческой, тем не менее, этот альбом показался мне гораздо свежее и представительнее, чем те, которые я описал выше.
И наиболее интересным было то, что в этом альбоме сошлись сразу три очень известных всем меломанам, и даже совершенно знаковых человека – Тони Айомми со своей потрясающей гитарой, Ронни Джеймс Дио со своим потрясающим вокалом, и продюсер Мартин Бёрч со своей потрясающей технической репутацией.
Ясно, что на этом альбоме мне не все песни понравились. Но далеко не всегда даже на самом ярком рок-альбоме шедевральными оказываются абсолютно все песни. Зато основной музыкальный костяк на пластинке был просто потрясающ. Отдавая должное Блэкмору, Гиллану и Ковердейлу, я все же вынужден был признать, что по интересу Дио обскакал всех этих авторитетов. Даже когда я по горячим следам услышал первый сольник Осборна «Blizzard of Ozz», то и он не произвел на меня такого вышибающего впечатления, как «Heaven and Hell».
«Heaven and Hell» стал вершиной из всего, что я услышал тогда из своих любимых доармейских рок-групп.
Конечно, я прекрасно видел, это уже совсем не тот Black Sabbath, который доминировал на рок-сцене в 70-х, потому что вокал Дио относится к совершенно новой музыкальной эпохе, он даже в 70-е звучал совсем по-иному, чем у Осборна, Гиллана, Ковердейла и многих других рок-музыкальных фронтменов.
Тем не менее стало ясно, что и музыка начинает меняться, переходя из сферы прямолинейного хард-рока и дремучего прог-рока в совершенно иную, более коммерческую плоскость. Даже Оззи Осборну пришлось запеть по-другому, правда, после ухода из Black Sabbath Дио группа оказалась без поводыря, Тони Айомми никак не мог определить, в какую ипостась ему направиться, и новые альбомы группы с Гилланом, Хьюзом и Тони Мартином не стали какими-то новыми веяниями.
Говорят, что Ронни Дио спас группу от быстрого угасания и развала. Возможно, это так, хотя я не считаю предыдущие альбомы BS каким-то «угасанием». О «Sabotage» и говорить в этом ключе не стоит, потому что это, по сути, самая вершина Black Sabbath, альбомы «Technical Ecstasy» и «Never Say Die!», возможно, чем-то самих музыкантов и не устраивали. Но я не вижу, за что их можно критиковать – тоже прекрасные альбомы, хоть и погрязли местами в прог-роке и арт-роке. Но лично я совсем не удивился, когда их впервые услышал. Как по мне, то это был всё тот же старый добрый Black Sabbath, только более мощный по саунду и более сложный по музыкальной идеологии. Просто из музыки исчез весь присущий ранним «Саббатам» сарказм и цинизм, и музыка перешла на более высокий уровень.
В принципе, Дио и сам был спасен, когда ему предложили в группе место Осборна, иначе он стал бы участником Sweet вместо уволенного за беспрестанные пьянки Брайана Коннолли. И как бы он себя проявил в той группе, которая ему не подходила просто даже по менталитету? Я не думаю, что Оззи, если бы остался в группе, создал бы со своими коллегами из BS какой-то плохой альбом. Плохие альбомы «саббатовцы» стали создавать, когда распался костяк группы после ухода из нее Батлера и Уорда. А так, замена фронтмена показала, что группа все еще на коне и может прекрасно творить.
Но все же «Heaven and Hell» - это что-то новое в музыке группы. Дио внес свежую струю, и это сразу заметили фанаты по всему миру. Этот альбом стал первым «платиновым» альбомом в США со времен «Sabbath Bl00dy Sabbath», который вышел в 1973-м. Правда, до своей «платины» он добрался только в 1986 году, зато «серебряный» сертификат в Британии (60 000 проданных копий) он получил уже в том же 1980-м – втрое быстрее, чем некогда такой же сертификат получил «Саббат Блади Саббат».
К слову сказать, и два последующих альбома Black Sabbath с Дио – «Mob Rules» и концертник «Live eviL», - также хорошо «зашли» по всему миру, почти добравшись до своих «платин», пока появление очень дешевых пиратских CD в конце 80-х не обрушило всю сертификационную систему. Так что Дио достаточно органически вписался в группу, если учитывать совершенно новые условия, которые стали царить в рок-музыке в начале 80-х. Через 10 лет после своего ухода из группы он снова записал с ней альбом «Dehumanizer», который опять-таки поднял авторитет Black Sabbath, ворвавшись в чарты США, в которых группа давненько не появлялась.
Нелишне напомнить еще и о том, что в 2009-м Ронни Дио снова вернулся в Black Sabbath и выпустил с группой еще один альбом – «The Devil You Know», правда, под брендом «Heaven and Hell», так как в альма-матер фронтменом в тот момент официально числился Оззи Осборн. Так вот, в чартах США и Великобритании это творение BS & Dio заняло даже лучшие позиции, чем сам альбом «Heaven and Hell» 1980 года. Так что вклад Ронни Джеймса Дио в творчество и финансово-коммерческий успех Black Sabbath более чем очевиден, и оспаривать это нет никакого смысла.
В общем, хочу повторить еще раз – альбом Black Sabbath «Heaven and Hell» стал очень заметным явлением в рок-музыке, и очень странно, что это явление не было освещено в те времена в советском журнале «Ровесник». В ту глухомань, в которой я служил в 1980-1982 гг., «Ровесники» доходили регулярно, но никаких упоминаний о такой интересной реформации Black Sabbath в 1980 году я на страницах этого журнала не обнаружил. Поэтому, когда я вернулся из армии, этот шикарный альбом буквально упал мне на голову и поразил своей шедевральностью, правда, не как Black Sabbath, а, скорее, как новая реинкарнация Джеймса Ронни Дио. Впрочем, это я уже повторяюсь.
Вдобавок я сообщу, что альбом записывался с октября 1979 года по январь 1980-го во Флориде, но многие моменты были доработаны уже во Франции, в одной из парижских студий. Интересно, что накануне записи альбома из группы для решения проблемы своего развода с женой на неизвестный срок ушел Гизер Батлер, оставив ее без бас-гитары. Первоначально на репетициях на бас-гитаре играл новый фронтмен - Дио, так как в свою бытность в группе Elf он выступал еще и в этой ипостаси. Но для записи, а тем более для выступлений, нужен был постоянный бас-гитарист. Тони Айомми начал подыскивать подходящего музыканта, и даже обратился с этим запросом к Фрэнку Заппе, который предложил сдать в аренду Black Sabbath своего собственного музыканта.
Однако арендованный музыкант не подходил, нужен был постоянный, и в качестве такового Дио предложил своего собутыльника из Elf и Rainbow – Крейга Грубера. С Грубером и отрепетировали новый материал, и записали с ним почти все композиции во Флориде - об этом уже позже в одном из своих интервью заявил Тони Айомми, так что информации можно верить. Однако параллельно Айомми нанял еще одного бас-гитариста – своего знакомого по группе Quartz, которую именитый «саббатовец» поддерживал, став ее продюсером. Этим музыкантом был Джефф Николлс, который успел записать для «Heaven and Hell» только заглавный трек на альбоме (я эту запись слышал, надо поискать в Интернете). Но тут вернулся решивший свои домашние проблемы Гизер Батлер, он сдвинул Николлса на клавишные и перезаписал все чужие басовые партии на всех восьми композициях.
И еще интересно, что барабанщик Билл Уорд впоследствии заявлял, что во время записи альбома он постоянно был настолько пьян, что сейчас уже и не помнит, как проходила работа в студии. Ну, ему можно верить, потому что именно из-за пьянки его, в конце концов и уволили из группы, только сомнительно, чтобы человек в отключке так прекрасно записал барабанные партии.
А теперь давайте хотя бы коротко пройдемся по трек-листу, я хочу показать песни, которые считаю шедеврами, а которые мне не очень понравились. Всю лирику для песен написал Дио, гитарные риффы – Тони Айомми, а всё остальное – четверо музыкантов сообща. Правда, Крейг Грубер в какой-то момент заявил, что он написал все песни для альбома чуть ли не единолично, однако впоследствии он не стал на этом утверждении настаивать, но и опровергать его тоже не спешил.
Сторона 1:
1). Neon Knights (3:53) «Неоновые рыцари». Шикарнейший хэви-металлический боевик, он раскрыл вокальные возможности Дио, какие тот не смог раскрыть даже в Rainbow, хотя там он озвучивал альбомы и помощнее. Да и Айомми тут представил новое, более современное звучание своей ритм-гитары, хотя соло чересчур затянутое и мало что эмоционально выражающее, в отличие от того, что он демонстрировал не предыдущих альбомах BS. Интересно, что это была последняя песня, которую сочинили для альбома, и появилась она от того, что Тони Айомми решил, что для полной композиции не хватает одного быстрого номера, который мог бы сбалансировать более медленные песни на альбоме. И это была единственная композиция, записанная не в Майами, а в Калифорнии, в поместье Бель-Эйр.
2). Children of the Sea (5:34) «Дети моря». И это шик и блеск, правда, это уже совсем не Black Sabbath, а скорее сольный номер Дио. В принципе, эта песня подошла бы и репертуару Rainbow, только вот я не думаю, что Блэкмор повторил бы характерные риффы Айомми, а без них песня много потеряла бы.
3). Lady Evil (4:26) «Госпожа Зло». Ну, а этот номер (снова шедевральный, хоть и менее, чем предыдущие) прекрасно подошел бы репертуару Оззи. Соло на гитаре на протяжении всего «повествования» - прекрасны, чисто «по саббату».
4). Heaven and Hell (6:59) «Рай и Ад». А эта песня снова ближе к репертуару Rainbow, причем, я думаю, что ее достаточно хорошо мог бы исполнить даже Джо Линн Тернер. Я слышал ее в концертном исполнении Иэна Гиллана – совершенно отличного от Дио вокалиста, и он ее тоже исполнил как родную. Кстати, и Тони Айомми придумал такие соло, которые сами по себе прекрасные, но Ричи Блэкмор их сделал бы гораздо круче. Ну, естественно, не от того, что Айомми хуже играет, чем Блэкмор, просто эта песня не из репертуара BS.
Сторона 2:
5). Wishing Well (4:07) «Желаю добра». Среднего интереса «полупроходная» песенка, ну, совсем не в репертуаре Black Sabbath, потому что в ней заложена музыкальная идея, которой всегда чурался даже Оззи в своей сольной деятельности. Единственное, что тут выдает BS – это характерный звук соло-гитар.
6). Die Young (4:45) «Умри молодым». А это еще менее Black Sabbath, чем предыдущий номер. Да и вообще песня выделяется только гитарными соляками и филигранной игрой Уорда на барабанах.
7). Walk Away (4:25) «Уходи». А эта мажорная песенка к «саббатам» времен Оззи подходит довольно хорошо, правда, Оззи непременно внес бы в ее полотно мрачный марсианский колорит, а у Дио, наоборот, получился какой-то «гимн Солнцу».
8). Lonely Is the Word (5:51) «Одинокое слово». Это – пятый шедевр альбома. Правда, для «Саббата» тоже не слишком характерен, но это все равно шедевр, потому как и сочинен, и сыгран, и записан не просто профессионалами, собаку съевшими на своем ремесле, а самыми настоящими рок-гениями. Внизу на видео - эта песня в концертном исполнении проекта «Heaven and Hell» в 2009 году.
Жаль, конечно, что к этому альбому не шли бонусы. Нет, бонусы были, но это всё песни с альбома, только их концертные варианты.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О BLACK SABBATH НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Seventh Star», 1986 г. Как сольник Тони Айомми превратился в номерной альбом Black Sabbath
Black Sabbath на пике. 1980-83 годы - это последние попытки великой группы остаться на Олимпе
«Never Say Die!» 1978 г. ~ последний шедевр великих Black Sabbath с еще более великим Оззи Осборном
Black Sabbath «Paranoid» 1970 г. Так в истории рок-музыки официально появился первый металл
Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки