И прежде чем мы перейдём к самому страшному разговору – о комментарии – напомню, что нужно сделать сразу же, как только вы сочинили проблему и позицию автора.
Нужно их сопоставить.
Причём обязательно сделать это два раза: до того как вы сели писать черновик и сразу после. Проблема и позиция должны подходить друг другу так, будто они стоят в тексте рядом, буквально в соседних предложениях.
Что я иногда вижу в сочинениях. Проблема, например, заявлена такая: почему человек жесток по отношению к природе? – а в позиции написано: “Автор восхищается природой и считает, что только в единении с ней человек может достичь гармонии”... Как любит повторять моя мама, кто в лес, кто по дрова))
И нельзя сказать, что ученик, который это написал, был неправ! Все идеи из его сочинения есть в тексте, просто они взяты из разных смысловых частей текста, вот и выходит, что одно про зелёное, другое про холодное.
Тут хорошо бы смотрелись такие пары “проблема – позиция автора”:
Почему человек жесток по отношению к природе? – Автор призывает человека опомниться – нельзя вредить природе, нельзя бездумно пользоваться её богатствами.
или
Что природа может дать человеку? – Автор восхищается природой и считает, что только в единении с ней человек может достичь гармонии.
Поэтому при вычитке сочинения поступаем так: вынимаем проблему и позицию автора (в черновике их можно просто подчеркнуть) и читаем друг за другом. Если их можно сопоставить и в их взаимодействии чувствуется единство – всё в порядке, вы молодец.