Задаюсь вопросом, почему так происходит, что мы, христиане, так мало говорим о Христе?
Все тексты богослужений наполнены Христом, мы постоянно обращаемся ко Господу, чаще всего имея в виду Второе Лицо Троицы - Единородного Сына - Христа. Причащаемся Истинными Телом и Кровью Христа. В утренних и вечерних молитвах тоже все обращено ко Христу.
А между нами христианами, поговорить о Христе, как-то не принято. О Боге мы можем сказать, упомянуть, поспорить, а вот конкретно указать на связь нас христиан с Христом... Это уже происходит очень редко.
Мне лично до начала моего частого причащения за каждой литургией, это просто не приходило в голову: зачем что-то говорить о Христе? И что говорить? В Иисусовой молитве я спокойно молился: Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя грешнаго. Но чтобы выносить имя Христа за текст молитвы, это было как-то неуместно, нелепо, в каком-то смысле даже неествественно.
Помню как всего года 3-4 назад, когда я еще часто не причащался, одна знакомая православная сказала примерно следующее в одном разговоре: Нас спасает только Христос!
Мне тогда это так резануло слух! Хотя я считал себя довольно воцерковленным, верующим, можно сказать благочестивым, знающим, что такое благодать, ну и почти всегда считающим себя правым - все таки 20 лет в церкви!
Когда внутри, в душе, в сердце начали происходить какие-то изменения после того, как я стал часто причащаться, я вдруг стал явственно ощущать Нечто, что в одном из разговоров я непроизвольно произнес, а уже потом подумал о том, что я сказал, примерно следующее: в сердце воцаряется Христос.
Явственное ощущение Христа внутри меня, притом именно Христа, а не Духа Святого или Бога Отца стало менять меня очень сильно. Я стал спокойно говорить о Христе, о необходимости частого причащения среди друзей. Кто-то прислушивался и также стал часто причащаться. Очень скоро они тоже стали рассказывать, что в их жизни стали заметны изменения, они стали спокойно не стесняясь говорить о Боге, стали желать причащаться и само причастие уже перестало быть таким сложным испытанием.
Были друзья, их, к слову, оказалось большинство, которые стали обвинять меня в прелести либо в состоянии близком к прелести. Один раз, после того, когда я растерялся, чтобы отстоять свою точку зрения насчет частого причащения, я почувствовал, что я как будто предал Христа. Я не смог, побоялся встать на защиту Христа и сказать просто то, что я уже хорошо знал: о том, что это не моя выдумка, а 8-ое и 9-ое правила Святых Апостолов, многие стихи Евангелия и Апостола, правила Вселенских и поместных соборов, правила Отцов Церкви, отдельных святых и многих наших современных православных батюшек и епископов.
С одним из друзей, кто меня обвинил в прелести из-за того, что я призываю причащаться, мы как-то повстречались в храме случайно. Оба мы причащались. Я попросил прощения и друг попросил прощения. Во мне возникла мысль, что трудно человеку после того, как он обвинил другого в прелести из-за частого причастия, потом самому подходить ко причастию. И мне показалось, что это я прочитал в глазах друга. Так как мы причащаемся Истинными Телом и Кровью Христа, то обвинение против частого причастия, это фактически обвинение против частого соединения со Христом, или просто - против Христа. Это конечно же происходит автоматически и неосознанно, человек просто защищает то, что ему свято. Но если я почувствовал, что предал Христа, не став на Его Защиту, то чем большую травму получает тот, кто выносит соответствующие обвинения!
При этом человек же причащается, причащается при этом так, как мы традиционно делаем: несколько раз в год, кто-то еще реже. Конечно, ему непонятно, откуда такое рвение к призыву и необходимости более частого или даже за каждой литургией причащения.
Все неизвестное автоматически у нас православных вызывает подозрение на ересь, на прелесть, на неосведомленность либо на сумасшествие. При этом когда начинается дискуссия, оказывается, что человек не может привести никаких внятных доказательств, ни ссылок на документы. Какие документы! Молитвослова или катехизиса разве недостаточно? Многие из них благословлены архиереями, митрополитами, патриархией! Зачем еще что-то? Вот лучше почитай Феофана Затворника или Игнатия Брянчанинова!
Ну вот, я читал их, и многих других около 20 лет. Многое узнал и практически пробовал, молитвы, исповеди, посты, мистический опыт, внутренние копания. Что если я все это можно сказать проходил, пробовал, читал! И я со всем согласен. И мало того, я живу этой жизнью и уже привык так жить по катехизису. Но вот только тогда, когда я стал часто причащаться, появилось словно недостающее вещество. Словно одна неизвестная в большом алгоритме стала вдруг известной и все стало выглядеть намного проще, многие неравенства сократились и в целом картина стала проще и понятнее.
Как строитель дам такую метафору или аналогию. Не знаю как правильно сказать. Буду признателен, если меня поправят знающие люди.
"Уже несколько сотен лет люди строят здания и сооружения без цемента, извести, глины и других вяжущих веществ. Об их необходимости и нужности никто не знает. Кладут кирпичи, блоки, просто насухо, друг на дружку. Причем это прописано в современных проектах, так учат строительные вузы, так написано в книжках, так даже говорят самые древние из живущих и опытные строители и преподаватели.
Нет, конечно все понимают, что что-то должно связывать частички здания в целом, нужно какое-то клейкое вещество, это всем понятно, его даже в расчетах учитывают, его наблюдают в древних зданиях. Но каким-то образом так получилось, что все представляют, что цемент - это то, что должно со временем возникнуть само собой между кирпичами и блоками, иногда это происходит уже после смерти самих строителей, процесс этот очень долгий. И главное в этот процесс самообразования цемента не нужно вмешиваться, потому что можно только навредить. Нужно только ждать.
При этом древние здания стоят высокими и прочными. А новые здания как насухо не строят, как неизощраются - часто случаются обрушения. Поэтому все решили, что сейчас уже не такие опытные строители как раньше, клеящее вещество из-за утери каких-то секретов образуется очень медленно: атмосфера не та, блоки и кирпичи не те, вода не та. И поэтому все строят дома в один или два этажа. И всех это в принципе устраивает. Вера в то, что цемента как такого в природе просто не существует, а что он образуется сам по себе, если выполнены определенные условия, настолько сильна, что если кто-то станет говорить: А почему бы вам не попробывать применять цемент?
Ну или хотя бы известь? ну или глину?
Все сразу возразят: Зачем? Ведь мы знаем и видим, что так строят уже более тысячи лет и раньше так строили, и с течением времени цемент сам возникает в кладке. Если человек будет настаивать на своем: ему скажут грубо, что нужно было лучше в школе учиться, что ему не место среди строителей, пусть идет займется чем-нибудь другим, что он просто сумасшедший, ну или что его подкупили враги и предатели и он из-за корысти вносит смуту в сложившийся процесс, который всех устраивает, и который самый правильный"
Вот таким Забытым многими мною сейчас воспринимается Христос, когда я слушаю длинные проповеди, смотрю передачи, где наши батюшки расскажут про все, что угодно, но не про Христа. Даже просто слово "Христос" иногда не упоминается. Я иногда люблю так делать, как проверку: читаю что-нибудь в интернете или скаченном документе и делаю поиск по документу, сейча очень легко это делать. И смотрю, а сколько раз в статье, тексте, проповеди, упомянуто имя Господа Нашего Иисуса Христа. Бывает, что ни разу.
И вот если мы убираем Христа из нашей практической жизни...
В теории Христос конечно же остается: на службах, на катехизаторских беседах - так принято, так прописано. А Христос есть любовь, и любовь даже ко врагам. Именно любовь ко врагам может стать нам нашим маркером: есть ли у нас к нашим личным или государственным или историческим врагам хоть капля сожаления, не говоря уже о любви! Либо только обвинения, ненависть и желание отомстить?
Насколько мало жалости и любви к нашим врагам, настолько мало в нас самих истинных жалости, милости и любви. А если их Источник есть Христос, который сам именуется Любовью, то значит также в нас мало Христа. А если в нас только ненависть и желание мстить - то мы совсем не знаем Христа. А если не знаем Христа, то и совестливо о Нем говорить. Не дает совесть, не дает что-то внутри лишний раз произносить имя Нашего Господа.
А чем становится наша вера без Христа, если она не наполнена Христом? Если в ней есть молитвы, посты, службы, добрые дела, работа в церкви, учеба в духовных заведениях, если даже в ней есть научные труды о Боге, или человек снимает фильмы или передачи о Боге, но все это не наполнено Христом?
Такая вера становится ветхозаветной. Где око за око, зуб за зуб, убитого за убитого, где тоже есть и посты, и молитвы, и службы и добрые дела.
Чаще всего вера может не стать ветхозаветной из новозаветной, а просто изначально быть ветхозаветной по своей сути. Считаю, что каждый может попробовать применить маркер отличия себе лично: ветхозаветная у него вера либо новозаветная. Это наличие любви, или милости либо сожаления либо сострадания малейшего хотя бы к тому, кто нам желает зла лично напрямую либо опосредованно, кто нам неприятен, с кем у нас натянутые отношения.
Чаще всего людей обвиняют и устрашают в недостойном причащении из-за того, что невыполнены все четко оговоренные требования к подготовке ко причастию. Но мало говориться о том, что сами молитвы, сам пост, сами службы могут быть тоже недостойными и вести к болезням и смерти.
Как-то помню по началу своего воцерковления на исповеди я сказал батюшке, что делаю добрые дела. Он так усмехнулся интересно: добрые дела делаешь? Мне тогда стало смутно понятно, что истинно добрые дела - а не те дела, которые мы считаем, что они добрые - есть нечто другое, незнакомое мне пока.
Т.е. даже те дела, которые мы делаем, и по которым по праву считаем себя добрыми, добродетельными, благочестивыми (не то что те люди - говорим мы иногда себе) - они могут быть по сути своей не добрыми и быть недостойными. Об этом тоже нас мало пугают. В основном защита выстроена вокруг подготовки ко причащению. А то, что очень даже легко можно помутиться рассудком из-за неправильных молитв, даже молитв к самому причащению - об этом тоже мало говорится. У меня лично был такой опыт, когда мне казалось, что я молюсь и мне так становиться хорошо внутри... При этом внешне это слышалось как довольно экзальтированная молитва, с придыханием, со вздохами, такая эмоциональная.
Мой один друг это увидел и пожаловался нашему общему батюшке. Батюшка меня довольно резко отчитал: ты что, в дурдоме хочешь оказаться?
А я совсем этого не замечал! Ведь в основном я молился дома, один, про себя. А тут решили помолиться Николаю Чудотворцу об одном общем деле и вот вскрылось!
Недостающим кирпичиком в здании нашей веры сегодня является Христос! Я бы даже сказал как в своей метафоре, что недостает связующего вещества между кирпичиками веры - Христа, потому что Христос собирает во едино молитвы, посты, службы, добрые дела. Христос наполняет, помогает выполнять, обустраивает жизнь человека, чтобы удобнее, легче и правильнее было это выполнять. И как цемента должно быть много в здании, а не с полведерка, так и Христа должно в здании нашей веры быть много.
Как этого достичь? Как сделать так, чтобы это не пугало, не отталкивало своей неизвестностью?
Нужно просто выполнять и так выстраивать нашу духовную жизнь, как это прописано в виде духовных правил, с которыми бы были согласны не просто единичные авторы, пусть и впоследствие канонизированные святые, а с которыми была бы согласна вся полнота церкви.
Это такие важные духовные правила, не следование которым может привести к таким опасным последствиям как:
- неправильная молитва, очень чувственная, с представлением каких-то образов, с явлениями святых и даже Богородицы, которая может привести к умопомешательству. Такие случае хорошо описаны среди монашествующих. И не каждый духовник может потом помочь в такой ситуации. Сейчас таких людей просто садят на лекарства;
- чрезмерное уныние и отсутствие радости в жизни. Очень строгие православные требования к людям и к их жизни, а также невозможность их выполнения - создают большие дискомфорт и самобичевание внутри, и при длительном состоянии могут приводить к таким трудным состояниям. Это признак неправильной духовной жизни. Это и отсутствие жизненной энергии, задавленность отрицательной информации. Это тоже в основном лечится сейчас медикаментозно. И как оказалось, это очень распространено сейчас у верующих людей. Сами православные психологи и психиатры сидят на этих так называемых таблетках счастья, "колесах", выписывают их своим православным пациентам. Это фактически узаконенные наркотики, приводящие к сильной зависимости и требующие повышения дозы;
- чрезмерная православность, которая выражается в придирчивости: не туда свечку поставила, не так крестишься, не так кланяешься. Корнем является неправильная духовная жизнь. Когда человек неимоверными трудами все таки достиг того уровня, который прописан в катехизисе - соблюдает все посты и правильно, молиться всеми молитвами и правильно, ходит на все службы и тоже правильно. В общем отличник по всем православным предметам. Пусть в ущерб своей семье, пусть в ущерб своей работе, но зато "я самый правильный". Гордость расцветает бурным цветом и тянет за собой в развитие те страсти, которые более близки были к человеку по жизни. Люди внешне православные, но любви не имеют;
- чрезмерная пугливость всем, что шаг влево, шаг вправо - все попадешь в ад. При этом сам человек оступается часто, и делает то, чего боится, и это ввергает его в тяжелые состояния и заставляет тут же бежать к батюшке и все рассказывать в мельчайших подробностях, чтобы батюшка помог. Выражается в сильной зависимости от своего духовника. Берется благословение на все в своей жизни. Спрашивается совета во всем, во всех мелочах;
- чрезмерная увлеченность последними временами, апокалипсисом, концом света, предсказаниями и пророчествами старцев, касающихся происходящих событий. Здесь и обвинение масонов, евреев, иудеев, тамплиеров, банкиров, мировой закулисы; маниакально считание, что они везде во всем, и все ведут мир к антихристу, что антихрист уже родился, что нужно готовиться уходить в леса, уезжать в деревни, жить отдельными общинами, что точно через год, десять, 20 лет - наступят времена антихриста. Я сам сильно подпал под это во время пандемии. Хотя не верил до последнего, всегда оптимистически смотрел на все, и подбадривал всех друзей не страшиться и не унывать. Но перед прочтенной страницей у Паисия Святогорца про вакцину как печать антихриста не устоял, и на 3-4 месяца погрузился в это состояние, выходом из которого стало осознание, что нужно еще чаще причащаться;
- деление людей на разряды: эти спасутся, а эти нет; в основном конечно же все погибнут и будут в аду; насчет себя могут быть сомнения, слишком много грехов, слишком неправильно живу; очень сильные осуждения людей неприхожан, захожан, особенно тех, кто подвержены алкоголизму, супружеским изменам, кутежам, в общем всем тем, что никак не ассоциируется с православием, при этом сами православные иногда могут этим грешить, не хватает сил справиться со своей страстью.
Все эти неправильные духовные состояния, как следствия нарушения законов духовной жизни по Евангелию, мне лично знакомы, и очень даже хорошо, годами и десятилетиями, несмотря на то, что я находился в церковной ограде, и моя супруга тоже, и множество моих друзей тоже.
Теперь, когда мы начали часто причащаться, словно пелена спала с глаз, Христос воцарился в сердце и постепенно врачует наши души. И многое становится видимым совсем под иным углом.
На все возражения от батюшек, я задам два вопроса:
- почему если все у нас правильно в церкви, так мало людей ходит в церковь, особенно пандемия очень сильно проредила наши ряды?;
- почему дети священников часто получаются ну совсем неправославными?
В течение последней недели я делал разбор документа "Об участии верных в Евхаристии", который был подписан многими действующими митрополитами, архиепископами и епископами нашей церкви. Это значит, что все эти люди, взяли на себя духовную ответственность за свою паству, которой советуется следовать этим рекомендациям в данном документе в своей духовной христианской православной жизни.
Это не какой-то катехизис на коленках благословленный батюшкой или главой епархии, еще нужно выяснить, а действительно ли было благословение, а кто рецензент? Т.е. нет ли подлога? Не фальшивка ли?
Ведь если мы так боимся антихриста... А я знаю, многие из православных его ожидают больше чем Христа, им страшно, но они полностью в этом ожидании, и Христос уже тут не причем, Он не поможет. ... то почему не считаем, что прежде этого он не попытался нам подменить кое-какие правила и правильца, чтобы нас отдалить от Христа, но приблизить к себе?
Ведь у него были на это сотни лет, которые можно было использовать, чтобы очень незаметно что-то менять, всегда конечно же из самых благих побуждений для людей. Что-то получалось, что-то замедлялось, но в целом прогресс на лицо: за последние 500 лет многие христианские страны, народы, люди превратились в атеистические или антихристианские. А на страже стоят очень серьезные силы.
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита: "Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?"
Неужели люди, которые были во Христе, которые пребывали со Христом и понимали, что может в будущем произойти, не постарались как-то нам помочь перед адовыми силами? Конечно же старались! И они помогли!
У нас есть эти духовные правила, которые написаны не одной рукой святого, а руками сотен людей в разное время, зафиксированных документально, и имеющих юридическую силу. Каждая буква, каждый пункт этих документов практически невозможно подделать. Эти духовные правила написаны как для мирян, так и для духовенства, чтобы внутренняя, внешняя, духовная и социальная жизнь церкви была устойчивой. И церковь, и отдельные люди не повторяли бы ошибок ни в духовной жизни ни в общественной.
Меня, как мирянина, лично интересует в первую очередь личная духовная жизнь. Мне очень близки слова Серафима Саровского, что если один человек стяжет Дух Святой, то вокруг него тысячи спасуться. Это ли не духовный совет не только для личного, но и для общественного пользования?
Поэтому в следующих статьях, я буду стараться разбирать те пункты этих документов, где содержаться эти духовные правила для мирян, для правильной христианской жизни, во Христе, с Христом, ради Христа, применение которых может помочь предотвратить те отрицательные последствия, тот отрицательный духовный опыт, через который я лично прошел. И первыми пунктами этих документов будут 8-ое и 9-ые апостольские правила: если кто не причащается на литургии, тот, чтобы не смущать других христиан, должен быть отлучен.
Для меня выполнение всего лишь одного этого духовного правила полностью стало менять духовную жизнь и уводить от отрицательных последствий неправильной духовной жизни, о некоторых из которых я упомянул выше.
Слава Тебе Боже Наш, Слава Тебе!