Найти тему
Личный бложек

Кто главный на судне?

Судовая иерархия - явление в своём роде уникальное. Она чёткая, отлаженная веками, понятная, но в то же время немного парадоксальная, как я убедился на своём опыте

Если спросить обывателя "кто главный на судне?" - тот, вероятно ответит: "конечно, капитан"

Голодный моторист, который третью неделю ест пресную перловку негодующие протянет: "хороший кок"

Студент, хорошо знающий всю пирамиду целиком может дать ответ "судовладелец" или уточнить, к какому департаменту применим вопрос - у палубному или машинному?

-2

Но каждый матрос, штурман, механик и электрик знает наверняка, что главный на судне - боцман.

Согласно документам - боцман выступает связующим звеном между офицерами и матросами - получает фронт работ сверху и распределяет ресурсы, средства и матросов по собственному расчёту с одним лишь условием - чтобы указанная работа была готова в указанный срок

Но на практике всё не совсем так. Боцман как правило - человек с огромным опытом работы. Он как будто уже был на этом судне, когда его только начинали строить на верфи, а потому - знает о нём всё. Он был до тебя, и он останется, когда ты уйдёшь на другое судно с повышением с матроса сразу до штурмана, перескочив эту ступень. А если не уйдёшь - спустя годы сам станешь боцманом

Боцман - это человек, к которому за советом, с почтением и вежливостью обращаются все - стармех, штурман, главный электрик и даже капитан. На моей памяти было много случаев, когда капитан советовался у боцмана, и почти никогда не бывало наоборот

Если коку нужен доступ в провизионную кладовую - он берёт ключи у боцмана. Если электрик опять пропил свою отвёртку - он идёт одолжить её у боцмана. Если механик забыл, куда он мог деть полную бочку пенообразователя - он просит боцмана её найти. Боцман - человек, который нужен всем и всегда, он знает даже то, что вообще не должен, разбирается в том, чему его не учили и умеет то, что не умеют даже специалисты по направлению

Всеми закупками, получением и хранением провизии, формы, ветоши, запчастей - заведует боцман. У него в каюте всегда есть запасной замок с ключом, его можно (хотя лучше не нужно) разбудить среди ночи и спросить, какие комплекты формы хранятся в шкипёрской и он назовёт все размеры, сезоны и количество костюмов, не забыв про ботинки и лежащие там уже 40 лет пилотки и гюйсы

-3

И само собой, такой человек высоко ценится на судне. В столовой рядового состава у боцмана есть персональное, мягкое и удобное кресло с подлокотниками, личная солонка, кружка и вилка. И горе тому молодому матросу, что по незнанию займёт это удобное и подозрительно пустое место в набитой столовой, когда боцман опаздывает на обед - кара будет страшна и жестока. Его уважают все, его волю готовы исполнить не только подведомственные ему матросы, но и совершенно никак не относящиеся к нему мотористы и электрики. Если что-то нужно боцману - это нужно всему судну. 

К счастью, наш боцман никогда этим не злоупотребляет. Он фанатично предан флоту и своему судну в частности, и никогда не заставит экипаж работать на его обогащение

Как и любой правильный боцман, наш боцман - человек хозяйственный. Иногда - очень хозяйственный. Ни одна мелочь не ускользнёт от его цепкого взгляда, если она может быть полезна судну. В связи с этим на нашей палубе всегда есть небольшая горка из досок, старых дверей, обложек от списанных документов, уголков, шин, краски, инструментов, ящиков, аптечек, ветоши, брезента, пустых бочек и сантехнических труб. Всё это постепенно перемещается с места на место, в трюм, из трюма, на берег, обратно, и по новому кругу. Изредка, перед комиссией или просто когда куча начинает слишком сильно мозолить глаз - боцман, скрепя сердце, выбрасывает что-то ненужное - в смысле, "наименее нужное" в его понимании

Но к чести его стоит отметить - никогда на борт не приносилась медь, алюминий, цинк и прочие цветные металлы, если в этом не было необходимости в ремонте, при том - срочной. Боцман, имея возможность дурить государство или просто выносить с мусора килограммы меди - никогда не позволял ни себе, ни другим зарабатывать таким неправильным образом. И если на борту оказывались медные трубы - они пускались в дело неотложно, а все остатки - добросовестно доставлялись куда нужно, хотя отчётности от него никто не требовал и не требует. В остальное же время вся куча не представляет никакой материальной ценности

И, хоть эта куча вещей и раздражает многих, никто не может сказать слова поперёк боцманского. Да, капитан мог бы приказать выбросить всё за борт, и боцман бы даже послушался. Но через два дня, когда, словно назло, сломается петля в капитанском гальюне, капитан будет виновато стоять перед боцманом с красным лицо и просить его что-то придумать. И конечно, боцман придумает - он достанет из самого тёмного уголка трюма новые, блестящие петли, которые пролежали там 30 с горкой лет и торжественно их заменит - но с условием, что никто больше не посягнёт на его "сокровищницу"