Самообеспечение основными продуктами питания — одно из неотъемлемых условий безопасности страны. Производителям сахара, в частности, удалось создать производственные цепочки, защищенные от воздействия внешних факторов
Вопросы продовольственной безопасности становятся все более актуальными во всем мире. Во время коронакризиса удар по цепочкам поставок продуктов нанесли карантинные ограничения. Так, например, в России весной 2020 года резко вырос спрос на гречку — цена на нее взлетела, а объем запасов на складах снизился. В первом квартале 2022 года ситуация повторилась уже в виде «сахарной паники». В марте 2022-го в результате высокого спроса цена на сахар выросла на 44%. И гречкой, и сахаром в такие периоды некоторые семьи запасались на год и более, несмотря на бесперебойность поставок.
Ажиотажный спрос нервирует как покупателя, так и производителя, для которого важно работать в плановом режиме, позволяющем контролировать режим отгрузки, отмечает генеральный директор ГК «Продимекс» Виктор Алексахин. «Быстрая стабилизация поставок после всплеска спроса объясняется тем, что на сахарном рынке производителями был создан достаточный запас», — объясняет он.
Стабильное питание
По таким группам товаров, как зерно, сахар, растительное масло, мясо, рыба, Доктрина продовольственной безопасности РФ реализуется с опережением показателей, заявил в июле 2022 года на стратегической сессии по сельскому хозяйству глава правительства РФ Михаил Мишустин.
В доктрине, вступившей в силу в 2020 году, порог самообеспеченности по сахару и растительному маслу повышен с 80 до 90%, по рыбной продукции — с 80 до 85%. Предыдущая версия доктрины действовала с 2010 года.
Свеклосахарная индустрия — пример рывка страны с позиции крупнейшего в мире импортера сахара-сырца в конце 1990-х (на пике импорт превышал 6 млн т в год) к статусу ведущего поставщика продукта, а также мелассы и гранулированного свекловичного жома (продуктов переработки свеклы) на рынки стран Евразии, Африки и США, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Согласно данным аналитического отчета ИКАР, продуктивность свекловодства в РФ за это время выросла почти в четыре раза — до 5,17 т сахара с 1 га посевов.
Серьезный вклад в развитие собственных мощностей обеспечили ведущие агрохолдинги, выстраивающие вертикально интегрированное производство сахара от поля до прилавка. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), около 60% рынка сахара контролируется четырьмя производителями. Крупнейшим из них с долей 19% является группа компаний «Продимекс».
Начав в 1992 году как торговая компания, поставщик импортного сахара, — «Продимекс» вскоре стал переориентироваться на выстраивание собственного производства. Но в конце 1990-х — начале 2000-х бизнес столкнулся с отсутствием надежных поставщиков сырья, а именно сахарной свеклы. «Сельскохозяйственных товаропроизводителей кидало из одних культур в другие, у них не было возможности обеспечить долгосрочные поставки. Мы были вынуждены, что называется, идти в землю — приобретать земельные массивы», — говорит гендиректор агрохолдинга Виктор Алексахин.
Общий объем пахотных земель компании за последние десять лет увеличился почти в два раза и составил более 900 тыс. га. Площадь посевов сахарной свеклы с 2004 года увеличилась в десять раз — более 160 тыс. га в 2019-м.
В 1998 году «Продимекс» приобрел первый сахарный завод. Сейчас в активе группы 14 высокопроизводительных предприятий.
Сахарную свеклу по правилам агротехники нельзя сеять на одном поле чаще чем раз в четыре года, а лучшими ее предшественниками являются озимые хлеба, зернобобовые культуры, кукуруза. При этом свекла обеспечивает отдых почвы от более интенсивно возделываемых зерновых культур. Как промежуточная культура она разрывает цикл многих вредителей, сорняков и болезней, а также снижает потребность в пестицидах.
Сегодня помимо свеклы «Продимекс» выращивает пшеницу, ячмень, горох, кукурузу, подсолнечник, рапс, лен и сою. Многопрофильность — еще один фактор эффективности и устойчивости сахарного бизнеса, отмечают в компании.
Свойства современных сортов сахарной свеклы вместе с новыми технологиями выращивания и переработки позволили повысить производительность, отмечают в ГК «Продимекс». Например, инновационная технология кагатирования с системой активной вентиляции позволяет компании продлить сроки хранения и увеличить продолжительность сезона переработки до 150 дней и создать оптимальные условия для транспортировки сырья.
Оборудование на сахарных заводах ГК «Продимекс» позволяет более эффективно извлекать, очищать и кристаллизовать сахар. Это расширяет круг покупателей: крупным производителям прохладительных напитков, например, помимо 99,85% содержания сахарозы важен целый ряд характеристик сахара. Продукт наиболее высокой степени очистки востребован также в фарминдустрии.
Сахарное производство практически безотходное, отмечают в ГК «Продимекс»: спросом пользуются продукты переработки свеклы — свекловичный гранулированный жом (используется в производстве кормов для животных) и бетаиновая меласса (аминокислота, применяется в производстве премиксов и комбикормов, а также в фармацевтике и производстве косметики), которые раньше закупались за рубежом. В 2011 году компания запустила первый в России завод по дешугаризации мелассы, который по мощности сопоставим с полноценным сахарным заводом малой производительности. Технология позволяет извлечь из мелассы около 80% оставшегося в ней сахара.
Дальнейший рост переработки мелассы внутри страны и производство из нее дрожжей, спирта, а также пищевых аминокислот будет способствовать экспорту продуктов переработки мелассы и увеличению добавленной стоимости отечественных пищевых продуктов, говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.
Залогом сильных позиций на рынке сегодня является также наличие сбалансированной системы сбыта готовой продукции, рассказал генеральный директор ГК «Продимекс». Продукция агрохолдинга поставляется во все сегменты — от оптового звена и производителей кондитерской продукции до розничных покупателей. «За последние десять лет, в частности, мы более чем в семь раз увеличили объемы продаж через розничные сети», — отмечает Виктор Алексахин. В 2021 году через торговые сети реализовывалась практически четверть от общего объема произведенного сахара компании. До 70% розничной фасовки осуществляется с использованием экологичной упаковки.
К посевной независимости
Между тем перед отраслью стоят новые задачи. Риски сахарного производства аналитики связывают с тем, что по итогам 2021 года доля российских семян сахарной свеклы составила всего 2–3%.
Санкции не распространяются на семенной материал, но есть вероятность его подорожания из-за нарушенной логистики и возможных отказов производителей работать с Россией на уровне компаний, говорится в отчете НРА: «Производителям необходимо искать альтернативных поставщиков семенных материалов и оборудования и в срочном порядке инвестировать в развитие селекционной деятельности».
Доля импортных семян в российском АПК превышает 50% по большинству культур. Например, по кукурузе она составляет 58%, по подсолнечнику — 73%, по сахару — 98%. Эти данные приводятся в исследовании «Селекция 2.0», проведенном в 2020 году Центром технологического трансфера Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В ВШЭ, в частности, считают, что необходимо стимулировать создание вертикально интегрированных национальных лидеров в области селекции, семеноводства и пакетных агротехнологических решений на основе российских частных компаний или компаний с госучастием.
Для ГК «Продимекс» развитие собственного посевного фонда — одна из стратегических задач, говорит Виктор Алексахин. При этом переход на собственный посевной материал — процесс наукоемкий, подходить к которому необходимо очень деликатно и поступательно, отмечает он: «Важно, чтобы не пострадало качество семян. В производстве сахара от используемых семян зависят урожайность, сахаристость свеклы, способность выдержать долгое хранение до момента переработки без потери качества и многие другие важные параметры».
В состав ГК «Продимекс» входят два семенных завода. Один из них — Таловский семенной завод — обеспечивает семенами озимых и яровых зерновых и сои все агропредприятия, расположенные в Воронежской области. Второй завод находится в Краснодарском крае, и он полностью обеспечивает потребности хозяйств группы компаний в регионе, а также продает семена. В Белгородской области работает также семенной цех, который занимается подработкой семян сои.
По словам первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут, для ускоренного внедрения российской селекции в сельхозпроизводство планируется, в частности, по аналогии с минеральными удобрениями сформировать план закупки семян в разбивке по регионам. В Минсельхозе отмечают, что развитию селекционной работы способствует передача в ведение министерства летом 2022 года 11 научных институтов, среди которых есть организации, занимающиеся сахарной свеклой, и задача теперь — наладить взаимодействие ученых-селекционеров с производителями сахара.
С 2023 года, отмечают в Минсельхозе, поднят с 20 до 50% уровень возмещения затрат, понесенных организациями на создание и модернизацию селекционно-семеноводческих центров. Софинансирование в размере 50% предлагает государство и на дальнейшее проведение работ по рассчитанной до 2030 года программе «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы».
Также в 2023 году должен вступить в силу новый федеральный закон «О семеноводстве», который будет регулировать производство, хранение, транспортировку и продажу семян сельхозрастений, а также их ввоз и вывоз.
Сахара хватит всем
При этом для дальнейшей поддержки конкурентоспособности отечественных производств полного цикла важно поддерживать их экспортный потенциал, отмечают эксперты.
Отечественным производителям, ориентированным как на внутренний, так и на внешний рынок, важно сохранить позиции в импорте Казахстана и Киргизии, отмечают участники рынка. Эти страны являются своеобразным буфером для российских заводов, говорит Виктор Алексахин: «Российские производители имеют возможность отгружать достаточно большие объемы продукции в соседние страны». В Казахстане для этого созданы достаточно комфортные условия.
Сегодня для ограничений экспорта нет серьезных оснований, отмечают участники рынка. Сезон уборки урожая сахарной свеклы, как заявил председатель правления Союза сахаропроизводителей России Андрей Бодин, показывает, что объем продукции будет достаточным как для покрытия потребностей страны, так и для обеспечения партнеров по ЕАЭС.
Так, по данным пресс-службы Союзроссахара, за первые три месяца сезона переработки свеклы (с августа по октябрь) 2022 года производство сахара в России выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона и достигло 1,66 млн т. Переработку сахарной свеклы нового урожая ведут 68 сахарных заводов страны.
По итогам сезона производство сахара с учетом переработки сиропа и мелассы превысит 6 млн т, прогнозируют в Союзроссахаре.
По оценкам аналитиков НРА на основе статистики подушевого и промышленного потребления, общее потребление сахара в стране в среднем составляет около 5,8 млн т в год. И несмотря на повышенный рост спроса весной 2022-го, потребление сахара по итогам года останется стабильным: примерно 32 кг в год в среднем на одного потребителя (включая кондитерские изделия), что на 1 кг выше, чем годом ранее.
В ГК «Продимекс» отмечают, что в 2022 году собрали хороший урожай сахарной свеклы — более 7 млн т. Выработка агрохолдингом сахара по итогам года впервые должна превысить 1,2 млн т.
Россия, как отмечают аналитики НРА, благодаря созданным в стране надежным производственным цепочкам полностью обеспечена сахаром.
Сладкая жизнь в России
Использование в России тростникового сахара впервые упоминается в документах XII—XIII веков, и до XVIII столетия сахар остается редким предметом роскоши.
Знать в средневековой Руси употребляла сахар-леденец — кристаллизованный сахар и «сахарные головы» — слиток конической формы весом от пяти до 15 кг. Алексей Толстой в «Князе Серебряном», например, описывает пир Ивана Грозного, когда в качестве диковинного угощения царю внесли в палату сахарный кремль весом в пять пудов (один пуд — это 16,38 кг).
Первый сахарный завод по переработке импортного сахарного тростника был построен в Санкт-Петербурге по поручению Петра Первого в 1719 году купцом Павлом Вестовым. Переулок, где находился завод, по-прежнему носит название Сахарный. Чтобы поощрить производителей, в 1721 году царь ввел запрет на ввоз готового импортного продукта.
Самый дешевый сахар стоил рубль за пуд — на эти деньги можно было купить, например, корову или стадо овец. В это время продукт набирает все большую популярность на фоне развития культуры чаепития. В зависимости от дохода чай пили с сахаром «внакладку», «вприглядку» и «вприкуску»: положить сахар в чай по-прежнему могли себе позволить лишь представители высшего сословия. Бережливые хозяева из менее обеспеченных слоев сахарную голову ставили на середину стола и наслаждались созерцанием сладкого угощения, которое сохранялось до более важного события — тогда только «сахарную голову» можно было наколоть и пить чай с кусочком сахара.
Варенье при этом стало русской национальной традицией задолго до появления сахара. Считается, что этот способ консервирования ягод и фруктов славяне переняли у финно-угорских племен; до появления сахара варенье изготавливали с использованием меда.
К концу XVIII века в Москве и Санкт-Петербурге работали уже десятки сахарных заводов. Новый импульс отечественному сахаропроизводству дало открытие химиками возможности извлекать сахар из сахароносов, растущих в климатических условиях России. Немецкий химик Андреас Маргграф в 1747 году впервые установил, что в кормовой свекле содержатся микрокристаллы сахара, а его ученик Франц Ашар в 1786 году организовал первые опытные посадки свекловицы под Берлином. Соответствующие исследования в конце XVIII века вели и на кафедре фармацевтической химии Московского университета, и в Медицинской коллегии — высшем органе управления медикосанитарным делом Российской империи.
Оригинальную технологию промышленного производства свекловичного сахара в России разработал химик-технолог Яков Есипов. В 1802 году он построил первый свеклосахарный завод в селе Алябьево Тульской губернии (сейчас Орловская область) на паевых условиях с партнером.
Один из первых российских сахаропромышленников, Николай Шишков, считается изобретателем петушка на палочке — лакомства из кристаллизованного сахара. В 1837 году к приезду на его завод в Рязани цесаревича Александра Николаевича были приготовлены корзины с такими леденцами.
Прибыль от экспорта и реализации сахара внутри страны до 1917 года уступала только производству алкогольных напитков и табачных изделий.
После разрушений войны и революции к 1927 году были восстановлены и введены в действие 155 сахарных заводов, созданы НИИ сахарной промышленности. К 1930 году объемы выработки сахара в стране превысили дореволюционные, достигнув примерно 1,8 млн т. А уже по истечении последующей пятилетки СССР вышел на первое место в мире по производству сахарной свеклы и выработке свекловичного сахара.
В 1950-х потребление сахара в стране восстановилось после военных лет и выросло в 2,5 раза по сравнению 1913 годом, составив 20,9 кг на человека в год.
Петушки на палочке, разноцветные леденцы «монпансье» в жестяной банке стали своего рода наследием частных дореволюционных кондитеров для советских граждан. Символом советской сахарной эпохи стала сливочная помадка, появившаяся в ассортименте фабрики «Красный Октябрь» (бывшая дореволюционная «Эйнемъ») в 1920-х годах.
Медицинская норма потребления сахара, согласно Минздраву РФ, составляет 24 кг включая все источники потребления.
Сегодня потребление сахара в России на 8 кг превышает эти рекомендации. Заметно растет потребление сахара в составе кондитерских изделий. Сельские жители в среднем потребляют на 4–6 кг сахара больше, чем городские. По данным НРА, в селах едят на 30% больше варенья.