Найти тему

ДЕТИ И СТРЕСС: ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО НЕ «ЗАПУСТИТЬ» СИТУАЦИЮ?

Жизнь в современном мире полна испытаний на прочность, и даже нам, взрослым, не всегда удаётся успешно с ними справляться: мы постоянно о чём-то беспокоимся, к чему-то приспосабливаемся, допоздна засиживаемся на работе и плохо спим по ночам… Но всё-таки у нас есть важное преимущество: в силу своей «взрослости» мы обладаем достаточным количеством личностных ресурсов и адаптационных механизмов, которые помогают нам быстрее ориентироваться в меняющихся условиях среды, быстрее и эффективнее принимать решения и с большим пониманием прогнозировать последствия своих действий. При всём этом даже мы время от времени неизбежно страдаем от стрессов и нуждаемся в помощи. А каково же тогда приходится детям?

Если говорить простыми словами, стресс– это состояние внутреннего напряжения, возникающее как реакция организма на воздействие т.н. стрессогенных факторов. Эмоциональный стресс трактуется чуть уже: под ним понимают психоэмоциональный ответ человека нажизненные ситуации, которые резко или надолго препятствуют полноценному удовлетворению его биологических, социальных или иных потребностей.Так или иначе, к стрессу всегда приходится адаптироваться, и каждый из нас по мере развития личности и накопления жизненного опыта не только вырабатывает собственные стратегии совладания со стрессом, но и как бы обрастает своеобразной «бронёй» психологических защит. Однако ребёнок такой брони не имеет – и, как следствие, значительно более уязвим перед разного рода стрессорами. Поэтому даже то, что взрослый может счесть «сущей мелочью», не заслуживающей внимания и переживаний, для ребёнка порой оказывается настоящей трагедией и служит причиной серьёзного стресса.

Так что же чаще всего вызывает стресс у детей, как он проявляется и к каким последствиям приводит? Вниманию родителей и педагогов:

1. Самые распространённые причины и источники детского стресса:

  • переезд, необходимость адаптации к новому месту жительства и окружению;
  • расставание с близкими людьми (друзьями, родственниками);
  • существенные изменения привычного распорядка дня;
  • начало посещения детского сада / школы;
  • смена школы (класса, детского сада, учителя или воспитателя);
  • начало и конец учебного года;
  • экзамены и серьёзные контрольные, подготовка к ним;
  • неприятие и травля со стороны сверстников, отсутствие друзей (особенно – в коллективе, в котором ребёнок постоянно находится);
  • неблагоприятная обстановка в семье: конфликты и ссоры между родителями, психологическое давление на ребёнка, жестокие методы воспитания, недостаток внимания к ребёнку либо, наоборот, переизбыток внимания (гиперопека);
  • негативное отношение и постоянные упрёки со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей, учителей);
  • развод родителей;
  • стресс, испытываемый родителями (т.н. «заражение» эмоциями);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • длительная или тяжёлая болезнь, госпитализация;
  • утрата домашнего животного или близкого человека.

Также стресс у детей может вызвать просмотр фильмов ужасов и фильмов, содержащих сцены насилия, разговоры взрослых о стихийных бедствиях, войнах и катастрофах, увлечение компьютерными играми с агрессивным контентом. Малыши до года переживают как стресс смену питания, поход в ясли, появление в доме няни и даже недолгое расставание с родителями. Больше других предрасположены к стрессу эмоционально чувствительные, ранимые, впечатлительные дети, причём независимо от пола и возраста.

2. Признаки стресса у ребёнка:

  • вспыльчивость, раздражительность, проявления агрессии;
  • частые капризы и истерики;
  • возвращение к формам поведения, которые ребёнок уже «перерос»;
  • повышенная тревожность, усиление страхов, ночные кошмары;
  • проблемы со сном, повышенная утомляемость и сонливость;
  • снижение аппетита;
  • частые жалобы на плохое самочувствие: тошноту, головную боль, боли в животе, жар;
  • нарушения внимания и памяти, ухудшение успеваемости;
  • тики и навязчивые действия;
  • резкие перепады настроения, преимущественно «плохое» настроение;
  • слезливость и плаксивость;
  • замкнутость, нежелание идти в школу и общаться с друзьями.

3. Последствия «запущенного» стресса:

  • обострение хронических заболеваний;
  • повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний;
  • нарушения пищевого поведения, потеря массы тела или, наоборот, ожирение;
  • заикание, энурез и энкопрез;
  • частые головные боли;
  • эмоциональная нестабильность;
  • формирование стойких страхов и фобий;
  • повышенная тревожность (как устойчивое качество личности);
  • низкая самооценка;
  • раздражительность и эмоциональная холодность;
  • слабость эмоционально-волевого самоконтроля;
  • сложности в общении и в установлении эмоциональных, доверительных отношений с окружающими (сохраняющиеся у многих и во взрослом возрасте);
  • чрезмерная избирательность или, напротив, неразборчивость в социальных связях;
  • повышенная склонность к девиантному поведению, формированию вредных привычек и зависимостей;
  • различные психические расстройства и нарушения поведения.

Таким образом, не замеченный вовремя или сознательно проигнорированный стресс, который переживает ваш ребёнок, может крайне негативно отразиться не только на его настоящем, но и на его будущем, повлиять на развитие его личности, сказаться на физическом и психическом здоровье. Поэтому одна из важнейших задач ответственных родителей – не только по мере сил и возможностей оберегать детей от психологических травм и стрессовых ситуаций, но и своевременно оказывать им помощь в тех ситуациях, избежать которых не удаётся.