Жизнь в современном мире полна испытаний на прочность, и даже нам, взрослым, не всегда удаётся успешно с ними справляться: мы постоянно о чём-то беспокоимся, к чему-то приспосабливаемся, допоздна засиживаемся на работе и плохо спим по ночам… Но всё-таки у нас есть важное преимущество: в силу своей «взрослости» мы обладаем достаточным количеством личностных ресурсов и адаптационных механизмов, которые помогают нам быстрее ориентироваться в меняющихся условиях среды, быстрее и эффективнее принимать решения и с большим пониманием прогнозировать последствия своих действий. При всём этом даже мы время от времени неизбежно страдаем от стрессов и нуждаемся в помощи. А каково же тогда приходится детям?
Если говорить простыми словами, стресс– это состояние внутреннего напряжения, возникающее как реакция организма на воздействие т.н. стрессогенных факторов. Эмоциональный стресс трактуется чуть уже: под ним понимают психоэмоциональный ответ человека нажизненные ситуации, которые резко или надолго препятствуют полноценному удовлетворению его биологических, социальных или иных потребностей.Так или иначе, к стрессу всегда приходится адаптироваться, и каждый из нас по мере развития личности и накопления жизненного опыта не только вырабатывает собственные стратегии совладания со стрессом, но и как бы обрастает своеобразной «бронёй» психологических защит. Однако ребёнок такой брони не имеет – и, как следствие, значительно более уязвим перед разного рода стрессорами. Поэтому даже то, что взрослый может счесть «сущей мелочью», не заслуживающей внимания и переживаний, для ребёнка порой оказывается настоящей трагедией и служит причиной серьёзного стресса.
Так что же чаще всего вызывает стресс у детей, как он проявляется и к каким последствиям приводит? Вниманию родителей и педагогов:
1. Самые распространённые причины и источники детского стресса:
- переезд, необходимость адаптации к новому месту жительства и окружению;
- расставание с близкими людьми (друзьями, родственниками);
- существенные изменения привычного распорядка дня;
- начало посещения детского сада / школы;
- смена школы (класса, детского сада, учителя или воспитателя);
- начало и конец учебного года;
- экзамены и серьёзные контрольные, подготовка к ним;
- неприятие и травля со стороны сверстников, отсутствие друзей (особенно – в коллективе, в котором ребёнок постоянно находится);
- неблагоприятная обстановка в семье: конфликты и ссоры между родителями, психологическое давление на ребёнка, жестокие методы воспитания, недостаток внимания к ребёнку либо, наоборот, переизбыток внимания (гиперопека);
- негативное отношение и постоянные упрёки со стороны значимых взрослых (родителей, воспитателей, учителей);
- развод родителей;
- стресс, испытываемый родителями (т.н. «заражение» эмоциями);
- появление в семье ещё одного ребёнка;
- длительная или тяжёлая болезнь, госпитализация;
- утрата домашнего животного или близкого человека.
Также стресс у детей может вызвать просмотр фильмов ужасов и фильмов, содержащих сцены насилия, разговоры взрослых о стихийных бедствиях, войнах и катастрофах, увлечение компьютерными играми с агрессивным контентом. Малыши до года переживают как стресс смену питания, поход в ясли, появление в доме няни и даже недолгое расставание с родителями. Больше других предрасположены к стрессу эмоционально чувствительные, ранимые, впечатлительные дети, причём независимо от пола и возраста.
2. Признаки стресса у ребёнка:
- вспыльчивость, раздражительность, проявления агрессии;
- частые капризы и истерики;
- возвращение к формам поведения, которые ребёнок уже «перерос»;
- повышенная тревожность, усиление страхов, ночные кошмары;
- проблемы со сном, повышенная утомляемость и сонливость;
- снижение аппетита;
- частые жалобы на плохое самочувствие: тошноту, головную боль, боли в животе, жар;
- нарушения внимания и памяти, ухудшение успеваемости;
- тики и навязчивые действия;
- резкие перепады настроения, преимущественно «плохое» настроение;
- слезливость и плаксивость;
- замкнутость, нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
3. Последствия «запущенного» стресса:
- обострение хронических заболеваний;
- повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний;
- нарушения пищевого поведения, потеря массы тела или, наоборот, ожирение;
- заикание, энурез и энкопрез;
- частые головные боли;
- эмоциональная нестабильность;
- формирование стойких страхов и фобий;
- повышенная тревожность (как устойчивое качество личности);
- низкая самооценка;
- раздражительность и эмоциональная холодность;
- слабость эмоционально-волевого самоконтроля;
- сложности в общении и в установлении эмоциональных, доверительных отношений с окружающими (сохраняющиеся у многих и во взрослом возрасте);
- чрезмерная избирательность или, напротив, неразборчивость в социальных связях;
- повышенная склонность к девиантному поведению, формированию вредных привычек и зависимостей;
- различные психические расстройства и нарушения поведения.
Таким образом, не замеченный вовремя или сознательно проигнорированный стресс, который переживает ваш ребёнок, может крайне негативно отразиться не только на его настоящем, но и на его будущем, повлиять на развитие его личности, сказаться на физическом и психическом здоровье. Поэтому одна из важнейших задач ответственных родителей – не только по мере сил и возможностей оберегать детей от психологических травм и стрессовых ситуаций, но и своевременно оказывать им помощь в тех ситуациях, избежать которых не удаётся.