Найти в Дзене
ВЫХОД НА ПЕНСИЮ: КАТАСТРОФА… ИЛИ НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ?
Выход на пенсию – одно из самых сложных испытаний, с которым сталкивается человек в период старения. Недаром понятия «пожилой» и «пенсионный» возраст часто используют как синонимы, а кризис старения называют «пенсионным» кризисом. За годы активной трудовой деятельности мы приспосабливаемся к определённому режиму и темпу жизни, привыкаем воспринимать себя как специалистов в своей области; мы начинаем с низов – и дослуживаемся до руководящих должностей, учимся у более опытных коллег – а потом сами становимся наставниками для «новобранцев». Кто-то десятки лет занимается одним делом и хранит верность...
2 года назад
КРИЗИС СТАРЕНИЯ, ИЛИ СТАРОСТЬ СЧАСТЬЮ НЕ ПОМЕХА
«Старость – не радость», – гласит известная русская пословица. С самого детства мы привыкаем воспринимать старость как нечто негативное, а достигая определённого возраста, начинаем бояться её, словно какой-то болезни. Мы стремимся всеми возможными способами отсрочить или хотя бы скрыть наступление старости: закупаем омолаживающие крема, закрашиваем седину, игнорируем проблемы со здоровьем… Одним словом, превращаем свою жизнь в постоянное бегство от старения вместо того, чтобы принять его достойно и обрести в нём новые цели и ценности. Ведь личность человека развивается непрерывно, от рождения до...
2 года назад
РОДИТЕЛЬ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ И ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Как формируется личность ребёнка? Что и в какой степени влияет на её формирование, и почему дети, взрослеющие вроде бы в одной и той же среде, посещающие один и тот же детский сад, а потом и школу, вырастают такими разными людьми – не только с точки зрения интеллектуальных способностей, увлечений и талантов, но и с точки зрения индивидуально-психологических особенностей и моральных качеств? Сегодня родители стараются как можно раньше включить ребёнка в образовательную среду и отдать его в руки профессиональных педагогов: стараются не только и даже не столько потому, что слишком заняты сами, сколько потому, что так принято...
2 года назад
СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ И ЕЁ ДОЛГОЛЕТИЯ
Значение памяти в жизни человека сложно переоценить. Благодаря ей мы не просто воспринимаем, но усваиваем информацию, формируем устойчивое представление о себе и окружающем мире, имеем возможность достраивать и совершенствовать это представление с течением времени, воспроизводить свои знания и делиться ими с другими людьми. В сущности, всё, что мы знаем и умеем, – результат усердной работы нашей памяти, а потому развивать и укреплять её необходимо с самого детства. При этом, чтобы забота о «здоровье» памяти была действительно эффективной, важно учитывать возрастные особенности развития и функционирования данного процесса...
2 года назад
ДЕТИ И СТРЕСС: ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО НЕ «ЗАПУСТИТЬ» СИТУАЦИЮ?
Жизнь в современном мире полна испытаний на прочность, и даже нам, взрослым, не всегда удаётся успешно с ними справляться: мы постоянно о чём-то беспокоимся, к чему-то приспосабливаемся, допоздна засиживаемся на работе и плохо спим по ночам… Но всё-таки у нас есть важное преимущество: в силу своей «взрослости» мы обладаем достаточным количеством личностных ресурсов и адаптационных механизмов, которые помогают нам быстрее ориентироваться в меняющихся условиях среды, быстрее и эффективнее принимать решения и с большим пониманием прогнозировать последствия своих действий. При всём этом даже мы время от времени неизбежно страдаем от стрессов и нуждаемся в помощи...
2 года назад
СДВГ: ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ГИПЕРАКТИВНЫ?
По статистике, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) регистрируется у 4 – 15% детей по всему миру, и с каждым годом число их неуклонно растёт. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, как не существует и универсального средства от гиперактивности. Однако учёные выделяют несколько групп факторов, способствующих развитию СДВГ, и, хотя каждый конкретный случай индивидуален, понимание и своевременный учёт рисков может помочь ответственным родителям избежать серьёзных ошибок. Ведь в подавляющем большинстве случаев синдром становится следствием взаимодействия сразу нескольких...
2 года назад
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: НАШИ ПОСТОЯННЫЕ НЕВИДИМЫЕ СПУТНИКИ
Представьте себе самое обычное утро из жизни самого обычного человека. Вот господин N(назовём его так) просыпается, с удовольствием потягивается в кровати и отправляется в ванную комнату. Там он автоматически проделывает привычный комплекс ежедневных гигиенических процедур, затем идёт на кухню и, всё ещё ощущая мятный привкус зубной пасты на языке, начинает варить себе кофе. Пару секунд колеблется: а не добавить ли в чашку сливок? Или немного сахара? Решает побаловать себя – и спустя пару минут уже наслаждается горячим, ароматным, в меру сладким напитком. Параллельно господин Nпросматривает новости cэкрана телефона и краем уха слушает играющую по радио песню...
2 года назад
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ, ИЛИ ВНИМАНИЕ, ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ!
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит известная каждому народная мудрость. И справедливо гласит: ведь от 60 до 70 процентов информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Но всегда ли мы можем безоговорочно доверять своим глазам? И почему порой один и тот же визуальный образ воспринимается разными людьми совершенно по-разному? Попробуем разобраться. Начнём с того, что зрение – это не что иное, как восприятие и последующее преобразование световых лучей, излучённых или отражённых различными объектами. Формирование зрительного образа проходит в несколько этапов и, начинаясь на сетчатке глаза, завершается в зрительной коре головного мозга...
2 года назад
ПЫТЛИВЫЙ УМ: О КОМ ЭТО И ПОЧЕМУ НЕ О НАС?
Наверняка многим из вас известно устойчивое выражение «пытливый ум», хотя сегодня его редко где можно услышать. И это неудивительно: ведь люди пытливого ума в современном обществе встречаются очень нечасто. Чтобы в этом убедиться, давайте для начала просто представим себе человека, обладающего тем самым «пытливым умом», о котором так много писали классики. Какой он, наш воображаемый герой? Исключительно любознательный. Неизменно стремящийся проникнуть в самую суть изучаемого предмета. Жаждущий понять и глубоко осмыслить всё, что вызывает у него интерес, и готовый приложить к этому максимум усилий...
207 читали · 2 года назад
Визуализация и принятие решений
Какой подарок подарить другу на юбилей? Какому из нескольких предложений о работе отдать предпочтение? Как рассчитать семейный бюджет таким образом, чтобы денег и на месяц хватило, и на отпуск осталось? И как этот отпуск спланировать, если уж на то пошло? Каждый день человек отвечает на множество самых разнообразных вопросов и принимает огромное количество решений – от бытовых до профессиональных, от простых и малозначимых до критически сложных и важных. Так уж устроен современный мир: задачи сыплются на нас градом, и мы постоянно над чем-то думаем, сомневаемся, сравниваем варианты, подсчитываем...
2 года назад
НЕЙРОКУРСЫ: ТОЛЬКО ПРАВДА, И ДОЛОЙ ЗАБЛУЖДЕНИЯ!
Нейрокурсы (нейротренинги) появились на широком рынке услуг не так давно, и поэтому возможности их до сих пор являются предметом жарких споров среди «непосвящённых». Кто-то настороженно относится к нейротехнологиям в целом и предпочитает от греха подальше с ними не связываться. Кто-то просто не верит в эффективность нейротренингов и считает их не более чем очередной мошеннической схемой. Другие же, напротив, окружают всё, что начинается с приставки «нейро-», ореолом мистицизма и убеждены, что уникальные технологии помогут им «на выходе» обрести чуть ли не сверхспособности. Сегодня мы попытаемся...
2 года назад
ВНИМАНИЕ, ГАДЖЕТЫ – ИЛИ ГАДЖЕТЫ И ВНИМАНИЕ ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО… Неумеренное использование гаджетов (смартфонов, планшетов и т.д.) негативно влияет на когнитивные функции человека независимо от его возраста? Одним из первых под удар попадает внимание, а ведь успешность нашей деятельности во многом зависит именно от способности концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче. При этом, у детей, которые приобщаются к гаджетам слишком рано и чьё «экранное время» родители в должной мере не ограничивают, способность к устойчивой концентрации на одном конкретном стимуле просто-напросто не формируется. С раннего детства привыкая воспринимать информацию фрагментарно – в виде коротких клипов и ярких, быстро меняющихся картинок – ребёнок нарабатывает навык оперативно переключаться между разными раздражителями, но сосредотачиваться на чём-то одном постепенно «разучается» (что в дальнейшем, к слову, нередко сказывается и на его школьной успеваемости). Однако риску ослабления внимания под гнётом гаджет-зависимости подвержены не только дети: у взрослых при длительном злоупотреблении гаджетами также снижается способность к длительной концентрации внимания на изолированной задаче, страдает его продуктивность. Согласно некоторым данным, уже само присутствие мобильного телефона в поле зрения человека может привести к ухудшению индивидуальных показателей внимания. Канадский психолог Костадин Кушлев (Kostadin Kushlev) экспериментальным путём доказал, что смартфонам «под силу» даже провоцировать развитие состояния, сходного с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). Участникам двухнедельного исследования Кушлева предлагалось сначала в течение недели постоянно держать гаджеты при себе, предварительно включив на них все звуковые сигналы и уведомления, а затем перевести смартфоны в беззвучный режим и на неделю ограничить свой доступ к ним. В итоге в конце первой недели эксперимента у многих членов группы проявились симптомы, характерные для СДВГ (импульсивность, неспособность усидеть на одном месте, рассеянность внимания и склонность к отвлечениям, быстрое пресыщение выполняемой деятельностью), по окончании же второй недели выраженность симптомов у большинства испытуемых значительно снизилась. Так что делайте выводы и помните: всё хорошо в меру! Даже высокие технологии! Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/_9988412.htm#query=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85&position=39&from_view=search&track=sph">Изображение от pch.vector</a> на Freepik
2 года назад