Найти тему
Торжество православия

Открыто помогать или тайно, помочь однажды или помогать регулярно? Советы Оптинских старцев

Открыто помогать или тайно, помочь однажды или помогать регулярно? Хорошо бы, когда такой вопрос волновал душу каждого христианина. Так жили и советовали всем Оптинские старцы, к чьим словам прислушивалась вся Россия.

Да и сейчас они остаются очень актуальными.

Как помогать?

Подавать нужно с искренним состраданием. Ведь милостыня не просто помощь. Милостивое сердце не может не иметь жалости, сострадания. Это одно из важных его свойств. Быть расположенным всем сердцем к тому, к кому испытываешь теплые, сердечные чувства. Если так помогать, то можно Бога взять в должники, грубо говоря. Так делал один милостивый человек. Он всегда помогал бедныкам одеждой, за что удостоился помощи самого Господа в тот момент, когда заболела его единственная дочь. При этом важно иметь мирное устроение духа. По словам игумена Германа, она очень помогает, когда на сердце скверно и тоскливо. Читайте эту молитву https://t.me/molitvaikona/4856, и будет в душе мир и любовь к другим людям.

Как у старца Авросия. К нему однажды пришла мать с пятерью крохами. Так он узнав это, тотчас полез за деньгами в карман. Не мог выдержать слезы и боль материнские, которые так надеялись на ответную помощь. Мал мала меньше стояли молчали, а самый меньшенький, просто рученки поднял и в глаза так смотрел, как не дать? Руки от волнения у преподобного затряслись, лицо начало подергиваться, а слезы против воли литься из глаз… Такое сердце не может не сгорать любовью ко всем, ко всякой твари. Так что не только в одном подаянии состоит милостыня - писал прп. Макарий, а в сострадании.

Как часто помогать?

Конечно, у каждого своя мера. Мера возможностей, мера сердца. Но вот к примеру, старец один советовал жертвовать регулярно. К примеру прп. Исаакий Оптинский прежде чем стать тем, кем он стал, был богатым купцом. У него в семье в какой-то определенный день было даже заведено помогать нуждающимся. Каждый член раздавал милостыню по разному.

Бабушка выбрала для себя кормить заключенных. Каждую субботу она пекла для них пироги. Более того. Эти же пироги потом и жизнь ей спали. Однажды зимой, когда на повозку дедушки и той самой бабушки напали разбойники, готовые их обидеть, один из них остановил их. Вспомнил, что эта та женщина, из рук которых он так часто принимал милостыню. И главарь пожалел путников.

-2

А если неудачи настигают, и терпеть нет сил, переходите по ссылке и просите такой молитвой: https://t.me/molitvaikona/4667, и все образумиться. Преподобный Нектарий Оптинский именно так говорил, и по его молитве, действительно сразу становится легче на душе.

Сколько давать?

Если много нет, -давайте то малое, что есть. Господь видит лепту каждого. зрит и в сердце богача, что отказал. И радуется доброму той, которая делиться с почти последним. Помните: "Не стыдно пожертвовать мало, если больше нет".

А вот какой случай один раз представился прп. Варсонофию. Возвращаясь с ранней Литургии, когда еще народ, казалось бы, спал, увидел старичка, который просил милостыню. Как пожалел преподобный, что кошелек свой не взял. Но дал последние монетки, то были у него в кармане со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал ему просфорочку. И не успел он поднять голову, положив просфору в карман, как нищего уже как и не было. Господь ведь приходит к каждому из нас. В лице странника, бедняка, хромого.... Так что важно не на них смотреть, а на Того, кто скрывается за ними.

-3

Добрыми намерениями -дорога в ад?

Да, даже нищим можно ее, увы, проложить. Если даже за них делать работу.

"Нельзя превращать бедняка в иждивенца" - так думали и делали преподобные: Исаакий и Моисей. Они не только помогали бедным, погорельцам, одиноким, попавшим в стесненные обстоятельства жизни, но и старались найти для них работу.

Прп. Никон вообще резко говорил о том, кто потакает и делает "медвежью услугу". Даже нищие, по его мнению, хоть единожды попробовали встать на путь паперти, могут привыкнуть, хотя по началу им очень тяжело пересилить себя. "Опасно жить на подаяние - именно так говорил прп. Никон. Можно с легкостью привыкнуть к тому, что и дальше будет попрошайничать. Для других просить - это понятно, одно, для себя - это другое. Даже милостыню нужно просить тогда, когда испытываешь самую крайнюю нужду. Но и так, чтобы этим не обидеть или огорчить других. А если уж пришлось, то нужно обязательно молиться за того, кто помог, дал, не отказал".

-4

Ради милостыни не нужно брать в долг. Важно здесь и семью не довести до печального положения, но в тоже время не обдумано и не обосновано быть щедрым и по отношению к себе и родным.

Прп. Иосиф считает, что нужно помогать, жертвовать, делиться, но при этом и свою семью не оставлять без копейки. Что тоже не очень разумно.

Тем более занимать, чтобы дать на сапоги страницы. Так делать нехорошо. И другим вводить в смущение, и себе в грех брать. Господь не говорил нигде, отдавать последнее, оставляя семью голодной. С рассуждением, не бросаться в крайности. "Давать столько, сколько по силам". Господь это скромное посильное подаяние приемлет больше, чем немудрый заем. Ведь чтобы и самому потом с рукой протянутой не стоять и не сердиться, что не подают..

Открыть давать или тайно?

-5

Тут уже выбор каждого. Как будет лучше, и себе, и тому кого подаете, чтобы не смутить и не обидеть. Старцы делали это часто сами, а иногда и через своих благотворителей, прося их помочь нуждающимся.

Прп. Варсонофий раз даже заметил: "Пока даем нищим и благодетели есть. Не помогаем и на обитель нет желающих пожертвовать. Я так замечал…»

А что делать, если обокрали?

Если уж и случилось неприятность: крали, оставили, не обманули. То тогда представить нужно, не роптать, что как будто вы дали милостыню. Не нужно только при этом скорбеть и унывать. Лучше возблагодарить Бога и за это : "Сказал Во Славу Божью", как бы не было грустно. Так было с прп. Нектарием, у которого унесли все его зимние вещи. Если вы так будете поступать , то и Господь вернет в десять раз больше.

Прп. Амвросий даже напомнил: «В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни».