Найти тему
NTech

Итоги 2022 и прогноз на 2023 по рынку птицы (курица)

Оглавление

2022 год уверенно можно назвать самым сложным и переломным за последние десятилетия. СВО, санкции, разрушение логистических цепочек, рост курсов валют, укрепление рубля, мировая рецессия, неопределенность в экономике и это только немногое из того, с чем мы столкнулись в 2022 году.

А что по отрасли?

Племенной материал. С начала года производители столкнулись с ростом производственных издержек на фоне роста цен на племенной материал и ростом курсов валют. В результате, при поддержке государства, активно запустился процесс по постройке инкубаторов и репродукторов для обеспечения себя яйцом и цыплятами. Предыдущие года основными поставщиками инкубационного яйца являлись Нидерланды и Чехия. На российском рынке только 2% бройлеров приходилось на отечественный кросс «Смена-9», доля же иностранных бройлеров составляла 98%, из них кросса «Росс-308» (Великобритания) - 88% и «Кобб-500» (Чехия) - 10%. На данный период времени особая ценность для производителей — это цыплята родительского и прародительского стада. В рамках программы в Сергиевом Посаде началось строительство крупного птицеводческого комплекса по производству цыплят прародителей на базе селекционно-генетического центра «Смена» (ВНИТИП), который сможет к 2025 г. заменить на российском рынке импортный генетический материал на 50%. Уже в текущем году многие производители стали наращивать мощности, так например:

  • «Элинар» в Орехово-Зуевском районе увеличил с 6 до 29 птичников племенного репродуктора (запуск первых шести произошел в ноябре 2021 года) и планирует заменить до конца 2022 года 15% родительского поголовья кроссом «Смена-9»:
  • · Холдинг «Черкизово» в сентябре 2022 года открыл шесть новых корпусов по выращиванию цыплят на базе производственного комплекса «Алтайский бройлер».

Кормовые добавки и упаковка. Следующей проблемой оказалась зависимость производителей от кормовых добавок, витаминно-минеральных комплексов, тароупаковочных материалов, и как результат - производители переориентировались с иностранных компонентов, покупаемых у недружественных стран, и расширили поставки из дружественных.

Столкнувшись с такими проблемами, не все производители смогли сориентироваться, и запустился процесс консолидации бизнеса, выкуп слабых игроков и стрессовых активов. Так, например, в случае с «Трастом», активы которого пополнили список ГК Черкизово; укрупнение ГП Ресурс за счёт покупки Дантон-птицепром, Копитании; Уральская АПК пополнилась Рефтинской ПФ и т.д.

Экспорт. При активном росте производства, удовлетворении внутреннего спроса и волатильности курса валют в начале года, производители в поиске рынков сбыта продукции стали наращивать продажи на внешнем периметре. В связи с вынужденными экономическими ограничениями изменилась структура российского экспорта куриного мяса: рост поставок на новые рынки Ближнего Востока, Африки и Азии достиг более чем 60%-ного прироста (в стоимостном выражении), по сравнению с 2021 годом. Основными драйверами роста в 2022 году стали Саудовская Аравия, которая продемонстрировала двукратное увеличение импорта, Китай и Казахстан. Существенно выросли отгрузки в открытые для экспорта страны Африки: Гвинею, Конго и Уганду, и открылись новые страны: Иран, Иордания, Сингапур, Экваториальная Гвинея.

График 1. Экспорт курицы из РФ (в стоимостном выражении)
График 1. Экспорт курицы из РФ (в стоимостном выражении)

Производство и потребление. Согласно оценкам НМА, прогноз производства мяса курицы в 2022 году составит около 4,75 млн. тонн, что больше на 1,5% по сравнению с 2021 годом не смотря на все сложности и санкционные давления.

График 2. Баланс рынка мяса птицы в России
График 2. Баланс рынка мяса птицы в России

Потребление мяса в России в 2021 году составляет около 77 кг на человека в год и к 2022 году оно вырастет до 78–79 кг, на птицу(все виды) приходится около 50% .

Куриное мясо остаётся на первом месте по потреблению, занимая в рационе россиян около 48-49%, и по причине доступной цены - популярность курятины будет только расти. Структура внутреннего российского рынка курицы в ассортиментной представленности остаётся стабильной, как и ранее основная доля приходится на тушку, около 43-45%.

Рост потребления курицы и продуктов из неё хорошо отражается на данных продаж в секторе ритейла (основной канал в продажах мяса птицы). С учётом прогноза до конца 2022 можно предполагать о 3% приросте продаж куриного мяса в канале Retail.

Динамика продаж мяса курицы
Динамика продаж мяса курицы

На фоне панических настроений, связанных с СВО, в марте-апреле наблюдался всплеск на всю мясную продукцию, в том числе и на курицу, после чего цены стабилизировались и даже опустились ниже прошлого года. Если сравнивать тушку с ценой на начало года, то она не подорожала и даже опустилась на 2% (минус 3 руб/кг). На основные части тушки, такие как голень, бедро, филе цена заметно ниже, чем год назад. Значительное давление на цену оказывают большие объёмы производства.

График 4. Тушка бройлера (49 неделя)
График 4. Тушка бройлера (49 неделя)
График 5. Разделка бройлера (49 неделя)
График 5. Разделка бройлера (49 неделя)
Розничные цены на продукцию в ЦФО (*Еженедельные цены ЦФО без Москвы и Московской области. Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов).
Розничные цены на продукцию в ЦФО (*Еженедельные цены ЦФО без Москвы и Московской области. Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов).
Таблица 1. Цена по результатам мониторинга товара “Тушка куриная (охлажденная)”, в том числе, цена по промо-акциям и картам лояльности.
Таблица 1. Цена по результатам мониторинга товара “Тушка куриная (охлажденная)”, в том числе, цена по промо-акциям и картам лояльности.

Что год грядущий нам готовит?

Согласно прогнозу Министерства сельского хозяйства США (USDA), мировое производство курятины в 2023 году увеличится на 2%, достигнув 102,7 млн.тонн. Невзирая на рост себестоимости (высокие цены на энергоносители, корма и т.д.) прогнозируется рост производства во всех странах, кроме Китая. Китай - крупный импортер мяса птицы, так как внутреннее потребление опережает рост внутреннего производства. Согласно прогнозу, Бразилия увеличит своё производство на +3,1% (+0,45 млн.тонн), достигнув 14,850 млн.тонн, закрепив свои позиции на втором месте. Крупнейший экспортер мяса птица в следующие десятилетия - Бразилия.

Аккуратный прогноз по Евросоюзу: +0,5% (+0,05 млн.тонн) на фоне вспышек высокопатогенного гриппа птиц.

Топ-5 крупнейших стран-производителей курятины

* По прогнозу USDA
* По прогнозу USDA

В России, замыкающей пятёрку лидеров по производству курятины, прогнозируется высокий темп производства +3,2% (+0,1 млн.тонн), в связи с наращиванием производства. Ожидается увеличение производства курятины на 100 тыс. тонн: с 4,750 млн тонн до 4,850 млн тонн и внутреннего потребления с 4,650 млн тонн до 4,700 млн тонн.

Минсельхоз России также прогнозирует рост производства в 2023 году, который основывается на полном обеспечении себя инкубационным яйцом из собственных племенных репродукторов, на росте потребления и увеличения экспорта курятины.

Из анонсируемых проектов на 2023 год по строительству репродукторов:

  • в Московской области, в Наро-Фоминске, Элинар завершит строительство репродуктора;
  • в Ленинградской области УК Северная ферма построит собственный репродуктор (племенной репродуктор 1 порядка) на 20 тыс. голов кур-несушек мясного направления прародительского поголовья;
  • в Чувашии планируется построить племенной птицеводческий репродуктор;
  • в Нижнем Новгороде АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» планирует построить репродуктор первого и второго порядка для производства прародительского и родительского поколений кур мясных пород;
  • в Тульской области Черкизово реализует масштабный проект по созданию мясного кластера;
  • в Новгородской области построится вторая очередь племенного репродуктора агропромышленного холдинга «БЭЗРК-Белгранкорм»;
  • в Шаховском районе Московской области будет построен репродуктор КФХ Малкина;

Рост цены на куриное мясо прогнозируется на уровне средней инфляции. В целом, роста цен на составляющие производственную себестоимость не ожидается, но велика вероятность его на генетический материал.

Учитывая планируемый рост производства и отсутствие в планах роста цены, при условии стабильных доходов населения - потребления куриного мяса гарантирован.

По прогнозам экспорт курятины из России должен вырасти до 250 тыс.тонн (с прогнозируемых 225 тыс.тн в 2022 году):

  • в развивающиеся страны - за счёт роста численности населения;
  • в развитые страны - вследствие неопределённости экономического развития и роста цен на продовольствие потребители будут увеличивать спрос на курятину в поисках более дешёвого белка.

Согласно прогнозу Bloomberg на 2030 год - менее чем через 10 лет куриное мясо станет основным источником белка для большинства людей в мире, которое составит 41% от всего потребления мяса в мире. Драйверами потребления будут выступать густонаселенные развивающиеся страны, включая Вьетнам, Индию, Индонезию, Китай, Малайзию, Пакистан и Перу.

Резюмируя прогнозы, самыми важными точками роста отрасли будут являться обеспечение непрерывного производственного процесса, выстраивание неразрывных логистических цепочек, развитие экспорта, поиск новых ниш для продвижения своей продукции при поддержке маркетинга.

*Источник: Мясной эксперт