Честно говоря, о художнике Алексее Александровиче Писемском настолько мало информации, и она практически вся в интернете продублирована, что я долгое время откладывал написание этой статьи. Не хотелось повторяться, знаете ли. Но меня выручила статья в газете "Новое время", вышедшей в октябре 1913 года, спустя уже более полугода, как художника не стало. Только там я нашел что-то новенькое о малоизвестном художнике, картины которого, возможно, вы видели.
Но это я забежал вперед, начнем с того, что художник был родным племянником писателя Алексея Писемского и был рожден (1859 год), как и более именитый дядя, в Костромской губернии. Там же он и начнет свое образование в Костромском реальном училище, откуда, так и не закончив его, "помчится" в столицу империи, в знаменитую Академию художеств.
Учился он там довольно-таки долго, в общей сложности целых 9 лет, но максимальная награда, полученная им - только большая серебряная медаль, что говорит нам о том, что преподаватели большого таланта в нем не заметили. Тем более, что он дважды пытался получить медаль следующую в иерархии (малую золотую), но всё тщетно.
С момента окончания Академии (1887 год), художник осядет в Петербурге и будет писать в основном пейзажи, как маслом, так и акварелью. Будет "скромным певцом северной скуки и финского унылого пейзажа", по выражению колумниста газеты, которую я упоминал в начале статьи. В словаре Брокгауза и Ефрона напишут, что он "особенно удачно пишет акварелью и рисует пером, являясь постоянным участником в выставках Общества русских акварелистов со времени его возникновения". Добавлю, что кроме этого, он был еще и книжным иллюстратором.
Где-то с конца XIX века в творчестве художника появляется также марина, то есть разнообразные морские виды, ибо Писемский "любил и море, от которого взял только декоративную бирюзовую волну (впечатление Крымского берега) и однообразные грязновато-бурый прибой Финского залива". Другой современник писал, что его "изумрудно-зеленая «волна» может составить украшение любой коллекции".
Так вот в той самой статье 1913 года, автор сетует на то, что:
... вскоре после его смерти была устроена небольшая выставка, но на ней, как и сейчас, ничего значительного представлено не было. Все более крупные вещи у разных лиц, нежелающих даже временно расстаться с ними, а посему в представлении посетителей остается такое впечатление, точно А. Писемский все писал этюды, да этюдики, а до картин не доходил. За художника обидно.
Далее автор называет Писемского "художником старой школы", начинавшим своей творческий путь, когда "картины не писались с плеча. Делались эскизы, рисунки, писались этюды с различными задачами и уже из всего этого создавалась картина". То есть на выставках были представлены именно эти подготовительные работы, из которых сложно было должным образом оценить творчество художника.
В целом же Писемский остался в истории как создатель большого количества пейзажей с неброскими уголками русской природы с "высокими редкими деревьями, глубоким снегом или травой с полевыми цветами", как охарактеризовали его творчество современные искусствоведы. Это коррелирует со словами столетней давности автора статьи о выставке, на которой были представлены работы Писемского, искренне любившего "северную природу, финские огромные валуны, поросшие мхом и корявые, тощие березы".
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.