К удивлению противников антрепризы, обвиняющих последнюю в исключительной легкомысленности, за последние сезоны ситуация явно изменилась. Медленно, со скрипом и спотыканиями, но все настойчивее и настойчивее театр коммерческий, призванный, казалось бы, быть только развлекательным, стал обращаться к серьезному драматургическому материалу, требующему от зрителя не только проявления эмоций, но и размышлений. На днях московская публика получила возможность увидеть именно такой пример синтеза антрепризной театральной формы и сложной драматургии: художественный руководитель Театра Антона Чехова Леонид Трушкин выпустил премьеру спектакля "Цена" по пьесе современного американского классика Артура Миллера. Придумав очень оригинальный жанр: "распродажа".
Сразу надо сказать, что в постановке Трушкин остался верен себе. Сохранив свой стиль "наивного театра", он выявил всю философию, заложенную в пьесе, через эмоции героев. Чувствуется, что больше всего режиссера занимали их взаимоотношения, их любовь, ненависть, попытки найти понимание, прощение – словом, самые простые и понятные вещи. А философские обобщения проистекали из этих человеческих поисков как бы сами собой. Наверное, как и у каждого сидящего в зале, свои собственные.
Без сомнения, невозможно браться за подобную драматургию, не имея в арсенале первоклассных актерских сил. Трушкин сделал замечательный выбор, распределил роли, словно повинуясь внутреннему, подсознательному указанию, – и нигде не ошибся. Думается, что каждый из четырех мастеров, занятых в спектакле, сможет причислить работу в "Цене" к своему "золотому" списку. Особенно это касается Анатолия Равиковича, чей оценщик Грегори Соломон становится вроде бы неприметным, но мощным двигателем сюжета, и молодой актрисы Веры Воронковой, для которой роль Эстер – едва ли не самая крупная театральная работа. В истории сложных, запутанных отношений двух братьев – Виктора ( Валерий Золотухин ) и Уолтера ( Олег Басилашвили ) – Грегори Соломон берет на себя роль совести. Этот старик-ребенок, остроум и острослов, превосходно знает жизнь и видит каждого человека насквозь. Его замечания точны до болезненности, а присутствие одинаково дискомфортно для обоих братьев. Но такой дискомфорт сродни врачебному вмешательству, ибо после него наступает исцеление. Под цепким взглядом Соломона куда-то улетучиваются практицизм и самоуверенность Уолтера, и он уже не в состоянии прикрываться привычной маской благополучия. Ведь никуда не деться от того, что самое основное его душевное качество – равнодушие. А Виктор, уже почти поверивший, что его идеалистическое отношение к жизни и людям никому не нужно, вдруг набирается сил. И, несмотря на почти полный жизненный крах, находит возможность перевернуть эту страницу и продолжить пребывание на этом свете.
Похожая перемена происходит и с Эстер. Вполне закономерное желание женщины существовать в эстетической гармонии со всем, что ее окружает (для чего необходимо материальное благополучие), сменяется не менее закономерной потребностью прежде всего любить и быть рядом с дорогим сердцу человеком. И буря эмоций, порожденная непрактичностью и излишней романтичностью Виктора – а здесь и ненависть, и злая горечь, и безысходное отчаяние, – сменяется у Эстер безоглядным порывом нежности к мужу и почти материнским желанием помочь ему справиться с чудовищными обстоятельствами жизни. В их взаимном душевном проникновении рождается простое человеческое счастье.
Заново обретенное как своеобразная компенсация судьбы за перенесенные испытания. Как стала такой компенсацией для режиссера, без сомнения, очень нежно любящего своих героев и оправдывающего их во всем, благодарная реакция зрителей. В том числе и постоянных, не привыкших к таким спектаклям под маркой Театра Антона Чехова.
Единственное, что показалось неоправданным, – это слишком большое пространство. Все-таки по сути своей, по атмосфере доверительности и исповедальности "Цена" – спектакль более камерный. А на огромной сцене-ангаре Театра эстрады какие-то психологические нюансы, тонкости просто растворялись. Да и нагрузка на артистов получалась больше, чем это требуется по ходу действия. Но здесь уже, видимо, вступают в силу законы коммерческого театра. То есть та цена, которую нужно платить за успешный прокат.
Источник: http://www.smotr.ru/pressa/rec/chehov_cena.htm
Культура, 28 декабря 2000 года
Автор: Алиса Никольская
#равикович #золотухин #басилашвили #цена #архив #история #трушкин #театр #театрантоначехова #искусство #культура #знаменитости #рецензия #газета #драматургия #интересныйфакт #актёры #звезды #российскиеактёры #спектакль #миллер