Найти тему
70,4K подписчиков

«Зигзаг удачи» и образ Алевтины

22K прочитали

Вчера мы с вами беседовали о дизайне и вообще – об эстетике помещений в фильме «Зигзаг удачи» (1968), а потому в комментариях закономерно прозвучала тема одежды. В большинстве комедий Эльдара Рязанова мода играет не последнюю роль, если приглядеться. Впрочем, можно и не приглядываться – всё ж на виду.

Некоторые комментаторы заметили связь между преображениями Алевтины и Людмилы Прокофьевны. Дважды прозвучала мысль о том, что красота – это игра случая, тогда как эффектное платье и обувь, «делающая женщину – женщиной», создаёт шикарную рамку даже для средненькой картины.

Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968). Скриншот.
Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968). Скриншот.

Алевтина (с лицом максимально изуродованной для такого случая Валентины Талызиной) говорит Калачову прямо: я, мол, некрасивая, потому что денег нет на приличные вещи. Потом она выходит к жениху в роскошном белом пальто, и он …её не узнаёт.

Правда, есть мнение, что Калачов испытал то, что молодые называют cringe – чувство стыда за действия другого человека, и даже вздрогнул от вида своей чудо-невесты. Была, дескать, так себе - сделалась пугалом. Но он мужественно стерпел.

Варианты пальто, напоминающего фантазийный русский кафтан. Справа - вещь от Пьера Кардена. https://ru.pinterest.com/
Варианты пальто, напоминающего фантазийный русский кафтан. Справа - вещь от Пьера Кардена. https://ru.pinterest.com/

К слову, сценарист Эмиль Брагинский на это указывает прямо: «Дело в том, что Алевтина, наконец, осуществила мечту. В несусветной шубе с чернобурым воротником и чернобурым подолом она гордо подплыла к Ивану Степановичу.

На голове ее торчала модная шляпка, которая вместе с шубой безобразила ее, как могла. Оказалось, что даже Алевтину можно изуродовать. У Ивана Степановича появился повод сбежать от невесты раз и навсегда, но он доказал, что он настоящий мужчина и добрый, любящий человек».

Ажурные колготки. Пальто из той же фантазийно-русской серии. Дом Dior. https://ru.pinterest.com/
Ажурные колготки. Пальто из той же фантазийно-русской серии. Дом Dior. https://ru.pinterest.com/

Неприятное, злое что-то есть в этом пассаже. В фильме этот cringe убран или, быть может, сглажен. Лично я не увидела шока, лишь некоторую иронию в глазах Калачова. И та ирония по поводу чрезмерной молодёжности облика. А пальто на Алечке великолепное, как и всё остальное.

Больше того, оно – максимальное модное. Такие фасоны конструировали Пьер Карден и дом Dior (самого Кристиана Диора тогда уже не было в живых, и руководил всем Марк Боан, но это так, к слову).

Кружевные мини-платья. https://ru.pinterest.com/ Как видим, и тут ажурные колготки.
Кружевные мини-платья. https://ru.pinterest.com/ Как видим, и тут ажурные колготки.

Более того, думаю, что вещи на Талызиной супер-фирменные и – свои, и если не её, то кого-то из подруг-актрис. Но это лишь предположение. Итак, приталенное пальто длины «скромное мини», с оторочкой – это …итог увлечения «русской темой» в 1960-х годах.

Это – стилизованный кафтан а-ля рюсс. Обратите внимание на застёжку – это …воспоминание о гусарах, когда-то входивших в Париж. Далее на Алевтине кружевное короткое платье. Вообще, это не только свадебное, как, возможно, планировала Аля, но и вечернее.

Акцент на ноги спровоцировал появление ажурных колготок... https://ru.pinterest.com/ Справа - карикатура Херлуфа Бидструпа. Скан из четырёхтомника карикатур.
Акцент на ноги спровоцировал появление ажурных колготок... https://ru.pinterest.com/ Справа - карикатура Херлуфа Бидструпа. Скан из четырёхтомника карикатур.

Простоватый крой 1960-х нуждался или безумных тканях, или немыслимой отделке. Кружево на подкладке – один из трендов конца 1960-х. Да, в те годы активно внедряли синтетику, и тот, кто не мог позволить себе натуральное, мог довольствоваться искусственным. Но это, конечно, не то.

Ажурные колготки (или чулки, как в сценарии) – ещё одна важнейшая деталь 1960-х. Акцент на ноги спровоцировал трикотажников на «изобретение» узоров. Помимо обыденной сеточки, начались ёлочки-ромбики-цветочки-виньеточки.

Кроме того, укороченный подол затребовал высокие сапожки, а их не было в дамском гардеробе до этого – существовали ботики разной высоты, ибо юбки не поднимались выше колена (небольшой период на излёте 1920-х не в счёт, да и тогда мини было не массовым и не повседневным).

На Алевтине – меховая шляпа. Не шапка, а именно шляпа. Такие тоже попадались в журналах мод и служили дополнением к богатому зимнему наряду, когда в шляпке холодно, а шапка сморится грубо. Чёрно-белая гамма – основной колористический мотив графичных-шестидесятых.

1960-е - эра бижутерии. Заметим, что у Алевтины нечто такое же, но скромнее. https://ru.pinterest.com/
1960-е - эра бижутерии. Заметим, что у Алевтины нечто такое же, но скромнее. https://ru.pinterest.com/

Да-да, это чёрно-белое, а не белое с …каким-нибудь ещё, тогда как в сценарии то кружево - цветное. Образ дополнен маленькой сумкой – а это типично для эры минимализма и безумными серьгами - явная и яркая пластмассовая бижутерия была на подъёме. В общем, хорошие вещи и хорошая Аля.

Zina KorZina (c)

  • Статьи о моде в фильмах Эльдара Рязанова:

1. Надина шапка.

2. Модные советы секретарши Верочки.

3. А жуткие ли розочки у Ольги Рыжовой?