Evidence-based education (доказательное образование) — это принцип, по которому образовательная практика должна основываться на опытах научных данных и исследований, а не на традициях, личном суждении или других факторах.
Подход начал формироваться в середине 90-х годов в англоязычных странах и был первоначально связан с результатами исследований в области фонетики и чтения, а уже позднее — в области результативности обучающихся и эффективности школ. К таким исследованиям можно отнести Программу Международной оценки учащихся (PISA) и Международное исследование грамотности чтения (PIRLS).
На сегодняшний день база данных представлена результатами исследований успеваемости обучающихся, различными образовательными технологиями, результатами исследований эффективности педагогов, социально-эмоционального состояния обучающихся. Результаты этих и других исследований позволили реформировать образовательную политику различных стран.
У этого подхода есть и сторонники, и критики. Профессор оценки образования Университетского колледжа Лондона Дилан Вилиам сказал: «Образовательные исследования никогда не скажут учителям, что им делать; их классы слишком сложны, чтобы это было возможно».
Практикам в образовании необходимо ориентироваться в научных исследованиях по своей области. Разработчики EdTech-решений, авторы инновационных педагогических методик, профильные блоги и медиа — все теперь стараются подкреплять свои слова ссылками на доказательную базу. Но для того, чтобы это было действительно на пользу, нужно уметь искать исследования и выбирать те работы, которым стоит доверять, а педагогам нужно больше включаться в создание и использование таких исследований.
Полезные материалы:
- Книга «Видимое обучение» (англ. Visible learning) ученого-педагога Джона Хэтти. Представляет результаты самого масштабного в мире исследования в области доказательной педагогики и несет в себе ответы на критически важные вопросы современного образования.