В 1960-м году баржа Т-36 с четырьмя молодыми членами экипажа на борту попала в страшный шторм, в результате чего судно унесло в открытый океан. Более месяца солдаты сражались за свои жизни: у них заканчивалось продовольствие, практически не было питьевой воды, а надежды на спасение медленно испарялись по мере отдаления от суши. Однако спустя почти 2 месяца на помощь советским морякам внезапно пришли американские военные.
Шторм
Баржа Т-36 на острове Итуруп использовалась для разгрузки кораблей, которые не могли подойти ближе к берегу из-за малой глубины. На момент катастрофы на ее борту находилось четверо советских военнослужащих: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Иван Федотов, Анатолий Крючков и Филипп Поплавский.
В ночь на 17 января разыгрался сильный шторм, из-за которого трос, связывающий баржу с бочкой, оборвался. Солдаты тут же отправили сигнал на берег и запустили двигатели, чтобы отойти подальше от прибрежных скал. Им удалось отдалиться от опасной зоны, но встать на якорь они так и не смогли. Спустя час судно вновь начало отбрасывать к берегу, и экипаж, стараясь экономить топливо, то запускал, то отключал двигатели в стремлении не натолкнуться на скалы.
Шторм уже продолжался более 10 часов. В момент усиления качки вышла из строя радиостанция, после чего связь с берегом оказалась потеряна. Но самое страшное случилось после: поменялось направление ветра, и баржу начало уносить прямиком в Тихий океан. Солдаты направляют судно к берегу, надеясь спрыгнуть, но баржа именно в эту секунду сталкивается со скалой! Возникает пробоина, в которую стремительно поступает вода, затапливая машинное отделение. Экипаж вновь пытается приблизиться к суше, но тут уже заканчивается топливо, и ураганный ветер отбрасывает неуправляемую баржу обратно в открытый океан…
В открытом океане
Военнослужащие частично закрывают пробоину при помощи доски, прижатой домкратом. Теперь остается лишь ждать. Топлива нет, добраться вплавь практически невозможно. Как впоследствии вспоминал Асхат Зиганшин:
«Вода ледяная, высокая волна, минусовая температура... И пару минут не продержались бы на поверхности».
Поначалу надеялись на быстрое спасение — не знали, что командование уже на второй день решило, что весь экипаж погиб. На берег вынесло несколько вещей с баржи, неподалеку от скал нашли обломки и подумали, что уцелевших нет. Даже родным разослали телеграммы, что солдаты пропали без вести.
Несмотря на то что экипаж ожидал спасателей, Зиганшин предусмотрительно ввел ограничения по питанию. Провизии оставалось немного:
«Буханка хлеба, немного гороха и пшена, ведро перемазанной мазутом картошки, банка с жиром. Плюс пара пачек «Беломора» и три коробка спичек. Вот и всё богатство».
Первое время рацион солдат состоял из небольшой кружки супа, сваренного из картофеля, с добавлением ложки жира и крупы. Последняя, правда, вскоре закончилась.
Даже такого скудного рациона не хватило надолго. Физически истощенные и заморенные голодом солдаты предпринимали попытки ловить рыбу, но безуспешно. Ели и ремешки от часов, и кожаные ремни, и даже кирзовые сапоги. Последние тщательно разрезали, продолжительно кипятили, чтобы хоть немного размягчить материал.
Ближе к концу дрейфа у экипажа начались галлюцинации:
«Голоса какие-то слышали, звуки посторонние, гудки кораблей, которых в действительности не было».
Сил не хватало даже на то, чтобы просто подняться, вместе с тем — сильные головные боли, темнота в глазах, ужасная слабость. Если бы в этот момент не появились американские спасатели, история могла бы закончиться намного трагичнее.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Подробнее читайте по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе здесь. Спасибо!
Спасение
7-го марта дрейфующее судно по чистой случайности заметил патрульный самолет американского авианосца. Вскоре над баржей пролетело еще несколько. Измученные солдаты тревожно смотрели в небо, опасаясь, что никто к ним так и не спуститься. Но через некоторое время американцы всё же подлетели к полуразвалившейся барже. Первым на борт приняли Зиганшина, как старшего по званию. Сначала он хотел добраться до суши своим ходом, на барже — лишь бы дали продуктов и горючее. По словам очевидцев, он сильно переживал, что на судне осталось только 3 стакана дождевой воды. Как командир, он не хотел оставлять баржу посреди океана и успокоился после того, как американцы пообещали, что ее заберет другое судно.
В дальнейшем весь экипаж приняли на борт авианосца, накормили и отогрели. К 15-му марта корабль прибыл в Сан-Франциско, откуда солдат перевезли в Нью-Йорк, где они несколько дней отдыхали под наблюдением врачей. После этого военнослужащих отправили на родину. В СССР их встретил министр обороны Родион Малиновский. Он вручил им штурманские часы и пожелал, чтобы больше не теряли курс. Всех наградили орденами Красной Звезды.
Пережившие трагедию солдаты прожили еще много лет, и каждый из них построил вполне успешную карьеру, так или иначе связанную с морской отраслью.
📌Подпишитесь и поставьте лайк. Дальше будет только интереснее...
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA