В средние века кошки пользовались дурной славой. Из-за предполагаемой связи с язычеством и колдовством к ним часто относились с подозрением. Но, несмотря на их связь со сверхъестественным, средневековые рукописи демонстрируют удивительно игривые изображения наших пушистых друзей.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
Из этих (часто очень забавных) изображений мы можем многое узнать о средневековом отношении к кошкам - не в последнюю очередь о том, что они занимали центральное место в повседневной средневековой жизни.
В средние века мужчин и женщин часто определяли по животным, которых они держали. Домашние обезьяны, например, считались экзотикой и признаком богатства владельца, поскольку были привезены из дальних стран. Домашние животные стали частью личной идентичности знати. Содержание животного, которому уделялось внимание, ласка и высококачественная пища в обмен на отсутствие какой-либо функциональной цели, кроме дружеского общения, означало высокий статус.
Нередко в средние века мужчины и женщины, занимающие высокое положение, писали свои портреты в компании домашних животных, чаще всего кошек и собак, чтобы подчеркнуть свой высокий статус.
Изображения кошек часто встречаются в иконографии пиров и других домашних помещений, что, по-видимому, отражает их статус домашнего животного в средневековом доме.
На картине Пьетро Лоренцетти "Тайная вечеря" кошка сидит у огня, а маленькая собака лижет тарелку с остатками пищи на земле. Кошка и собака не играют никакой повествовательной роли в этой сцене, но вместо этого сигнализируют зрителю, что это домашнее пространство.
Аналогичным образом, на миниатюре голландского Часослова (распространенный тип молитвенника в средние века, в котором разделение дня на части отмечалось определенными молитвами) мужчина и женщина изображены в уютной домашней сцене, а в левом нижнем углу за ними наблюдает ухоженная кошка. Опять же, кошка не является центром изображения или фокусом композиции, но она принята в этом средневековом домашнем пространстве.
Как и сегодня, средневековые семьи давали своим кошкам имена. Например, кошку XIII века в аббатстве Болье звали "Mite", согласно надписи зелеными чернилами, которая появилась над рисунком этой кошки на полях средневекового манускрипта.
Королевское обращение
О кошках хорошо заботились в средневековом доме. В начале 13 века в счетах поместья в Куксхэме (Оксфордшир) упоминается о покупке сыра для кошки, что говорит о том, что их не оставляли на произвол судьбы.
Более того, королева Франции XIV века, Изабелла Баварская, тратила чрезмерные суммы денег на аксессуары для своих питомцев. В 1387 году она заказала для своей белки ошейник, расшитый жемчугом и скрепленный золотой пряжкой. В 1406 году была куплена ярко-зеленая ткань, чтобы сшить специальный чехол для ее кошки.
Кошки также были обычными спутниками ученых, и хвалебные отзывы о них не были редкостью в XVI веке. В одном стихотворении кошка описывается как светлый и самый дорогой спутник ученого. Подобные панегирики свидетельствуют о сильной эмоциональной привязанности к домашним кошкам и показывают, что кошки не только веселили своих хозяев, но и позволяли им отвлечься от тяжелого умственного труда чтения и письма.
Кошки в монастырях
Кошки в изобилии встречаются как символ статуса в средневековых религиозных помещениях. Существует множество средневековых рукописей, в которых, например, есть иллюминации (небольшие изображения) монахинь с кошками, и кошки часто появляются в виде каракулей на полях Часословова.
Но есть и много критики по поводу содержания кошек в средневековой проповеднической литературе. Английский проповедник XIV века Джон Бромъярд считал их бесполезными и перекормленными аксессуарами богатых, которые получают выгоду, в то время как бедные голодают.
Кошки также ассоциировались с дьяволом. Их скрытность и хитрость при охоте на мышей вызывали восхищение, но это не всегда переходило в качества, желательные для компаньонов. Эти ассоциации привели к уничтожению некоторых кошек, что имело пагубные последствия во время Черной смерти и других эпидемий среднего века, когда большее количество кошек могло бы уменьшить популяцию крыс, зараженных блохами.
Из-за этих ассоциаций многие считали, что кошкам не место в священных местах религиозных орденов. Однако, похоже, не было никаких официальных правил, гласящих, что членам религиозных общин не разрешалось держать кошек, а постоянная критика этой практики, возможно, говорит о том, что домашние кошки были обычным явлением.
Даже если в религиозных общинах они не всегда считались социально приемлемыми, за кошками все равно явно хорошо ухаживали. Об этом свидетельствуют игривые изображения, которые мы видим в монастырях.
По большей части, кошки чувствовали себя как дома в средневековом доме. И, как видно из их игривого изображения во многих средневековых рукописях и произведениях искусства, отношения наших средневековых предков с этими животными не слишком отличались от наших собственных.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.