Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Фабельманы”: очень личное признание Спилберга в любви к кино

Как удачно совпало, что последний обзор в 2022 году делаю на фильм, который я ждал с 10 сентября 2022 года, когда он дебютировал на кинофестивале в Торонто и получил приз зрительских симпатий. Эта полубиографическая картина, основанная на детских воспоминаниях не нуждающегося в представлениях Стивена Спилберга, немало расскажет о любви к кино, благодаря которой и появился этот канал. После премьеры в Торонто у драмы “Фабельманы” не было ни одной отрицательной рецензии (как и у “Странного Эла”, дебютировавшего на том же фестивале и получившего другой приз). Зрителей и критиков поразило кинематографическое мастерство и откровенность, с которыми Спилберг рассказал свою биографию через историю вымышленных Фабельманов. Национальный совет по рецензированию и Американский институт кино уже назвали картину одним из десяти лучших фильмов 2022 года. “Фабельманы” получили пять номинаций на “Золотой глобус", в том числе за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру, а также 11 номинаций на прем

Как удачно совпало, что последний обзор в 2022 году делаю на фильм, который я ждал с 10 сентября 2022 года, когда он дебютировал на кинофестивале в Торонто и получил приз зрительских симпатий. Эта полубиографическая картина, основанная на детских воспоминаниях не нуждающегося в представлениях Стивена Спилберга, немало расскажет о любви к кино, благодаря которой и появился этот канал.

Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

После премьеры в Торонто у драмы “Фабельманы” не было ни одной отрицательной рецензии (как и у “Странного Эла”, дебютировавшего на том же фестивале и получившего другой приз). Зрителей и критиков поразило кинематографическое мастерство и откровенность, с которыми Спилберг рассказал свою биографию через историю вымышленных Фабельманов.

Национальный совет по рецензированию и Американский институт кино уже назвали картину одним из десяти лучших фильмов 2022 года. “Фабельманы” получили пять номинаций на “Золотой глобус", в том числе за лучший драматический фильм и лучшую режиссуру, а также 11 номинаций на премию "Выбор критиков", включая "Лучший фильм". Нет никаких сомнений, что это и один из будущих фаворитов “Оскара-2023”.

Хотя даже самое замечательное и общепризнанное кино не обходится без доли отрицательных рецензий. На агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes у “Фабельманов” 91% “свежести”, а на Metacritic средневзвешенное значение 84 балла из 100.

Юный Сэм Фабельман использует свои ладони в качестве экрана, кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/
Юный Сэм Фабельман использует свои ладони в качестве экрана, кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/

Повествование сконцентрируется на юном Сэме Фабельмане (основную часть фильма его играет Габриэль ЛаБелль), которого в детстве родители (в исполнении невероятных Пола Дано и Мишель Уильямс) убедили пойти в кино на оскароносную драму “Величайшее шоу мира” (1952). После этого жизнь юного Сэма изменилась навсегда (и в итоге, как все мы знаем, изменила жизни многих зрителей по всему миру).

Но название фильма множественным числом не зря отсылает зрителя сразу ко всей семье Сэма. Наравне (и внутри) его личной истории – история родителей мальчика. Драматичная для него и для них самих настолько, что идея фильма оставалась без реализации больше двадцати лет, и только после смерти родителей Спилберг решился вернуться к постановке картины.

Зрителю представят несколько поколений Фабельманов. Однако картина не много внимания уделяет трём сёстрам Сэма и другим родственникам, за исключением одного – дяди Бориса в исполнении Джадда Хёрша. Его небольшой эпизод запомнится зрителю также, как и самому Сэму.

Джадд Хёрш в роли дяди Бориса. Источник: https://www.kinonews.ru/
Джадд Хёрш в роли дяди Бориса. Источник: https://www.kinonews.ru/

Семья, как и любовь к кино, – центральная тема “Фабельманов”. И Стивен Спилберг вновь собрал команду кинематографистов, которая для него самого давно стала семьёй. Со-сценарист фильма Тони Кушнер работает с режиссёром в четвёртый раз. Партитуру написал и дирижировал Джон Уильямс, отмечая 29-ю совместную работу со Спилбергом и 50-ю годовщину их первого фильма. Оператором выступил Януш Камински (20-я совместная работа со Спилбергом). Монтировал фильм Майкл Кан – в 30-й раз для Спилберга, а художник-постановшик в 12-ый раз Рик Картер.

Эта команда создала для зрителя очередной шедевр, настолько во многих смыслах прекрасный и трогательный, настолько эмоциональный и нежный, что внушительные два с половиной часа пролетели для меня незаметно.

Габриэль ЛаБелль в образе Сэма Фабельмана, кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/
Габриэль ЛаБелль в образе Сэма Фабельмана, кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/

В феврале картину покажут на 73-м Берлинском международном кинофестивале в рамках церемонии награждения, на которой Спилберг получит почётного “Золотого медведя” за жизненные достижения.

И мировой прокат ещё продолжается (хотя в сети уже доступна отличная копия). Но очевидно, что сборы чуть больше 10 миллионов долларов при достаточно скромном 40-миллионном бюджете не позволят “Фабельманам” в скором времени выйти на порог окупаемости. Возможно, это произойдет в будущем, когда Американская киноакадемия объявит своих номинантов. Или позже, учитывая другие релизы.

Как бы там ни было, для меня теперь “Фабельманы” – лучший фильм уходящего года и без сомнения Хорошее Кино.