Найти тему
РГАФД

Москва и Москвичи. Сретенский и Чистопрудный бульвары

По Московскому Бульварному кольцу мы добрались до Сретенского бульвара, самого короткого из всех бульваров – всего 214 метров его протяженность - от Сретенских ворот до Тургеневской площади. Как водится, название Сретенского бульвара происходит от расположенного поблизости Сретенского монастыря. Сретенский бульвар был обустроен в 1830-х гг. Район был торгово-ремесленный со множеством мелких лавок. В середине XIX века началась активная застройка района. К концу века большинство строений были каменными. В начале бульвара находился известный московский трактир «Саратов», который упоминается в произведениях Гиляровского.

В 1952 г. была проведена масштабная реконструкция Сретенского бульвара, появились ограды, клумбы, скамейки, были высажены новые деревья.

В облике Сретенского бульвара сочетаются историческая застройка, постройки советского времени, современные здания.

Почти всю четную сторону Сретенского бульвара занимает доходный дом страхового общества «Россия». Его начали строить в 1899 г. между Фроловым и Милютинским переулками. Он состоит из двух зданий, соединенных коваными решетками. В этом здании смешаны несколько архитектурных стилей – классицизм, готика, модерн. Строительство завершилось в 1902 г. Здесь было 148 квартир от 200 до 400 квадратных метров и снимать их могли лишь состоятельные люди. В подвалах работали вентиляционные установки, насосы и 8 отопительных котлов, а также собственная электростанция для электроснабжения здания.

В 1920-1930 гг. в здании страхового общества располагался Наркомат просвещения, где работала заместителем наркома Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Дворянка, получившая прекрасное образование, Крупская увлеклась идеями марксизма и участием в рабочем движении. Она бесплатно обучала грамоте взрослых в воскресной школе, А на жизнь зарабатывала частными уроками. Впервые она встретилась с Лениным (тогда он был «Старик») в 1894 г. на квартире, где собирались революционно настроенные люди. Вскоре после этой встречи оба отправились в ссылку, переписывались, встретились в Шушенском и поженились. Крупская не могла иметь детей, но очень любила их и старалась заботиться о всех детях. Стараниями Крупской (и Д.И.Ульянова, Наркома здравоохранения) были осуществлены такие нововведения, как резиновые соски-пустышки, что сократило детскую смертность. Ведь раньше для успокоения младенцев использовали тряпки, хлебный мякиш и т.п., что вызывало различные воспаления у детей. Матерей учили перед кормлением ребенка обязательно обмывать грудь. Крупская была тяжело больна, переживала из-за болезни, но никогда не жаловалась на жизнь. В 1921 г. у Ленина случился первый инсульт. Крупская ухаживала за ним самоотверженно, и он в результате полностью восстановился и мог продолжать работать. После смерти Ленина в 1924 г. Крупская занималась делами беспризорников, вопросами педагогики. Одним из главных направлений ее работы была антирелигиозная пропаганда. Появился циркуляр «О библиотечном деле». Проходили чистки библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы. Из библиотек изымались Библия, Коран, Талмуд и другая религиозная литература. В ходе библиотечной реформы уничтожались книги по философии – произведения Декарта, Канта, Платона, Шопенгауэра и тому подобная литература. Детские библиотеки лишились сказок Пушкина, «Аленького цветочка» Аксакова, «Конька-Горбунка» Ершова, книг Пришвина, Бианки и т.п.  Стихи Чуковского подверглись уничтожающей критике. Крупская писала:

«Крокодил» Чуковского нашим ребятам давать не надо не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».

Крупская считала, что чем лучше написаны сказки с точки зрения литературных качеств, тем хуже для детей, которые их читают.

В 1920 г. Крупская стала председателем Главполитпросвета при Наркомпросе. В ее ведении были вопросы пионерской организации, дома пионеров, школы-интернаты, детские сады и ясли. Ее называли первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов.

Однако намерение Крупской перекроить школьные дисциплины, и в частности, убрать из школьной программы историю, не были одобрены Луначарским. Зато Крупская переписала «Букварь», по нему потом учились многие поколения советских детей. Помните? «Мы не рабы…». По ее инициативе в школе были введены уроки труда (как в системе воспитания скаутов). Памятник Крупской был открыт на Сретенском бульваре в 1976 г.

На бульваре находится здание главного офиса нефтяной компании «Лукойл». Это сооружение строилось с 1967 по 1995 гг. и предназначалось для НИИ Министерства электронной промышленности СССР. В результате распада Советского Союза министерства были упразднены. Здание необычных геометрических форм было выкуплено «Лукойлом».

В дар городу Москве «Лукойл» установил на Сретенском бульваре в 2008 г. памятник В.Г.Шухову, талантливому инженеру и изобретателю. Шухов много сделал для нефтяной отрасли. Он конструировал нефтяные вышки, резервуары для хранения нефти, железнодорожные цистерны, и даже нефтеналивные танкеры. Постамент памятника Шухову сделан в форме знаменитой радиобашни на Шаболовке. На постаменте 3 барельефа, посвященные изобретениям Шухова.

А вот и легендарный Чистопрудный бульвар, который протянулся от Мясницкой улицы до Покровки – 822 метра. Когда-то протекала здесь речка Рачка, которая начиналась от Поганой лужи, текла по Калашному и Подкопаевскому переулкам, пересекала последний, Солянку и впадала в Москву-реку рядом с Яузой. В переписи дворов Патриаршей слободы в 1630 г. упоминается «лужа», т.е. Поганый пруд. Вблизи была церковь, обозначенная как церковь Гавриила Великого, что на Поганом пруду. Местность эта известна в Москве с XVI века. Здесь находились скотобойни – Животинный двор, позднее – «Государев боевой двор». Мясная торговля дала название Мясницкой улице. Отходы со скотобойни и мясной торговли сбрасывались в ближайшее болото, каковым и был Поганый пруд. В 1703 г. по приказу А.Д.Меншикова пруд привели в порядок, и стали называть отныне Чистым. Этот пруд и дал название бульвару – Чистопрудный. Хотя существуют разные версии происхождения названия бульвара. В течение XIX века внутренняя часть бульвара считалась более престижной – на ней располагались солидные городские усадьбы, здания ведомств.

Бульвар украшает памятник А.С.Грибоедову, писателю, дипломату, музыканту (1795-1829). Поэзия была главным делом его жизни. Вот что писал он в дневнике:

«Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?».

Памятник Грибоедову был открыт в 1959 г. к 130-летию со дня гибели писателя. Он жил поблизости, на Мясницкой улице. На этом месте по Плану монументальной пропаганды должен быть установлен памятник идеологу русского анархизма М.Бакунину. Памятник был выполнен в абстрактно-футуристической манере и вышел неудачным – говорят, что лошади шарахались. Прошла акция анархистов с требованием убрать памятник, рабочие написали письмо в газету:

«Уберите чучело!».

Что и было сделано.

Неподалеку от начала Чистопрудного бульвара в доме № 3А, стр. 7 с 1914 г. находилось медико-филантропическое общество, а после революции здесь жила знаменитая в то время актриса Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925), заслуженная артистка императорских театров, народная артистка республики (1924 г.), Герой труда. Ее называли лучшей исполнительницей ролей в комедиях Шекспира и Островского. В 1862 г. Федотова окончила Московское императорское театральное училище и была зачислена (в 16 лет!) в труппу Малого театра. Но небольшие роли исполняла она еще с 1858 г. Карьеру свою она начинала под фамилией Позднякова, в 1863 г. вышла замуж за актера Федотова и носила эту фамилию до конца жизни. К концу 1860-х гг. Федотова стала ведущей актрисой театра в амплуа молодых героинь. Через 10 лет талант Федотовой раскрылся в полной мере – ей удавались совершенно разноплановые роли, она считалась одной из лучших актрис театра А.Н.Островского. В его пьесах она сыграла 29 ролей. Драматург сам предназначал Федотовой роли в своих пьесах, например, роль Снегурочки. Первой ролью Федотовой в пьесе Островского была Катерина в «Грозе» в 1863 г. Актриса играла Катерину в течение 35 лет. В 1896 г. Федотова гастролировала по России с собственной труппой. После этого она перешла на амплуа «старух». Оставила сцену в 1905 г. из-за болезни ног. До смерти она считалась почетным членом труппы Малого театра. В последний раз Федотова вышла на сцену в 1912 г. в 50-летний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре – сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий самозванец и Василий Шуйский».

Пожалуй, наиболее примечательным на Чистопрудном бульваре можно считать дом № 19А. Оно построено в 1913 г. по заказу купца Гуськова в стиле неоклассицизма с элементами античной архитектуры. Здесь открылся кинотеатр «Колизей» с зимним садом в фойе. В 1924 – 1932 гг.  здесь шли спектакли Первого рабочего театра Пролеткульта., позднее, до 1936 г. Московского драматического театра ВЦСПС. Этот театр тесно связан с деятельностью выдающегося актера, театрального режиссера Алексея Денисовича Дикого (1889-1955).

Дикий, выходец из бедной крестьянской семьи, увлекался театром с детства – его старшая сестра Мария была известной актрисой, а ее муж Суходольский – режиссером и антрепренером в Украинской музыкальной драме в Харькове. Суходольский даже давал небольшие роли 6-летнему мальчику, который попутно учился актерскому мастерству у известных актеров театра. В 1907 г. Дикий получил приглашение в студию при Художественном театре, позднее Дикий учился на частных драматических курсах (до 1912 г.). Через год он был принят в МХТ, сыграл роль судебного пристава в постановке «Живой труп», пробовал свои силы в режиссуре – руководил драмкружком на рабочих курсах на Пречистенке – ставил пьесы Чехова. В годы Первой мировой войны Дикий служил в армии (Кавказский фронт). С 1918 г. Дикий на сцене 1-й студии МХТ, которая с 1924 г. стала МХАТ-2. Здесь Дикий играл в основном острохарактерные роли. При этом Дикий всегда стремился заниматься режиссурой – ставил спектакли в театре Вахтангова, в других московских театрах, в том числе театрах для детей, Московским еврейским театром («Скрипач на крыше»). В конце 1920-х гг. Дикий ставил спектакли в театре «Габима» в Тель-Авиве. В 1920-х гг. актерский и режиссерский талант Дикого раскрылся полностью. Его творчество отличалось яркими сценическими красками, броским сценическим рисунком, монументальными и масштабными личностями героев. В этот же период Дикий сотрудничал с Большим театром – ставил оперы и балеты.

В своей книге «Повесть о театральной юности» Дикий писал:

«Я много бродяжил, много ездил, работал в различных театрах, прошел через ряд увлечений и крайностей, от чего-то отказывался, с чем-то соглашался, всегда искал и не всегда находил, и я хорошо сознаю, что будущий историк театра, если вздумается ему помянуть меня в своих исследованиях, никогда не отнесет Алексея Дикого к сонму правоверных и собственно мхатовцев, о чем я, честно сказать, не жалею. У меня своя доля. Своя дорога. Но пусть я как творческая единица довольно нестройный, угловатый, не укладываюсь в рамки чистых мхатовских критериев, всем хорошим в себе, всем, что удалось мне сделать полезного в искусстве, я обязан школе Художественного театра».

Вот что рассказывает о Диком :

Послушать запись рассказа н. а СССР Б.А.Бабочкина о Диком и узнать подробнее об истории Сретенского и Чистопрудных бульваров и их жителей, услышать уникальные записи вы можете нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/sretenskiy-i-chistoprudnyy-bulvary

#москваимосквичи #москвавзвуке #бульварымосквы #бульвар #дикий #крупская #грибоедов #шаляпин #чистопрудныйбульвар #сретенскийбульвар

-2
В рубрике «Москва и москвичи» вы узнаете историю московских улиц, узнаете о людях живших на них, именами которых названы улицы Москвы. Вы также сможете послушать хранящиеся в фондах РГАФД воспоминания.