Мы не очень хорошо знаем,
кто же был первым населением Пскова. Хотя бы потому, что к тому времени, как это название появилось впервые в летописи, люди здесь уже жили, возможно, не одну тысячу лет.
Мы привыкли рассматривать Псков как город славянский, город русский, но до того, как он возник на стрелке ПсковЫ и Великой, люди здесь уже жили.
Если мы посмотрим, как распространяются находки каменного века, бронзового века, мы увидим, что люди жили и на стрелке, и у впадения реки Зрачки в Великую. Это в районе Мстиславской башни, в районе ТЭЦ.
Были раскопки в районе церкви Александра Невского на Завеличье, ближе немножко к берегу. Обнаружена лепная керамика, которой примерно 2,5-3 тысячи лет.
То есть место это было обжитое еще в каменном веке. Довольно много каменных орудий найдено на территории Пскова. Очень часто – в слоях XVI-XVIII веков. Потому что вещи были интересные. Их использовали в качестве амулетов, оберегов, так называемых "грозовых стрелок". Но, бывает, находят и на уровне материка, то есть необжитого еще уровня.
Начиная с IV-VI веков
на стрелке поселились те, кого называют носителями культуры псковских длинных курганов (КПДК). Они жили и восточнее до Новгорода, и севернее до Плюссы и Луги, на западном берегу Чудского озера.
Длиной эти курганы были от 25 до 100 метров. Остались они от многонациональной общности (финно-угры, балты), основой которой были все-таки славяне. А точнее – даже праславяне.
Интересно, что именно в псковских диалектах сохранились черты, характерные для языка праславянского. Возникшего до того, как все славянские языки разделились на три известных нам ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи) южные (болгары, сербы, хорваты).
Так вот те, кто поселился на современной псковской земле, были четвертой ветвью. Отделившейся до разделения на вышеназванные три.
Интересно, например, они "Ц" заменяли на "К". Специалисты, еще не учитывая вероятность особенного диалекта, прочитали текст одной из берестяных грамот: "замки келий, двери келий". Но монахам настолько уединяться запрещалось. А сообщалось-то о разграблении монастыря. И правильно оказалось: "замки целы, двери целы", значит, грабили кто-то из своих.
Многие особенности псковских говоров сохранялись длительное время. Сейчас уже, конечно, практически вымерли.
Пришло это население сюда с юго-запада. В. В. Седов, известный археолог, считал, что основной причиной переселения было резкое изменение климата. Пришли славяне сюда с той территории современной Польши, которая в те времена сильно заболотилась.
Несколько позднее
на территории Пскова появляются представители культуры так называемого типа "камно-рыуге". От городища Рыуге (юго-восточная Эстония) до Пскова. Это своеобразная археологическая культура, которая носит черты как славянские, так и финно-угорские. Если сравнивать с современностью – народность сето. Например, в захоронении женщины браслеты славянские, кольца финно-угорские, лунница славянская, подвески остальные финно-угорские.
Наверное, это и было основой той общности, которую одно время ученые и краеведы называли псковскими кривичами. С кривичами вопрос довольно сложный. В представлении летописцев они никогда не были единым племенем. В текстах, например, писали "и все кривичи".
Город рос быстро, становился центральным поселением региона.
Довольно рано у Пскова появляются стены
Раньше представлялось, что это были заборы-частоколы. Теперь все-таки складывается впечатление, что уже на раннем этапе у Пскова были стены из городни. То есть срубов-коробок, заполненных известняковой мелочью, пересыпанной культурным слоем. В других регионах городня засыпалась песком или глиной. И когда здесь бревна сгнили, осталась каменная стена, сложенная "на сухую".
Про одну из таких стен знали уже давно. При раскопках 2016 года удалось найти фрагменты этой стены у башни Кутекрома и у боковой калитки, которая выходит на ПсковУ.
Все ее знаем. Когда-то она была экскурсионным объектом, с нее смотрели на ПсковУ. Сейчас она большей частью закрыта. Рядом с ней был небольшой шурф, в котором и нашли остатки этой стены.
И даже стало понятно, когда ее насыпали и когда ее перестроили. Потому что, когда ее насыпали, в засыпку попали вещи X-начала XI века, а когда она разваливалась и рассыпалась, она перекрывала своей россыпью слои XII века.
То есть примерно во времена князя Всеволода-Гавриила в период обретения Псковом независимости, скорее всего, она и была перестроена и, скорее всего, усилена.
Стена, естественно, шла по краю мыса. И все последующие стены ставились на ее место. Поэтому, чтобы ее изучить серьезно, надо снести современные стены Кремля ))). Но вот некоторые выводы сделать, по крайней мере, удалось.
Далее Псков стал разрастаться очень быстро
Это видно по тому, какие огромные территории оказались заняты его курганным могильником. Еще до христианства. Старая шутка о том, что, если люди не умирают, значит, они и не жили, очень характерна для Пскова и Новгорода. Дело в том, что в Новгороде могильник раннесредневековый до сих пор не найден. Могильник времен Рюрика не существует.
Справка. Попутно нашла интересную статью "Древние новгородцы все-таки умирали" о впервые найденном недавно кладбище домонгольского периода за пределами вала Окольного города. Ссылку приведу в конце статьи.
Во Пскове этот могильник тянется от площади Ленина (1) до церкви Старого Вознесения (2).
Кое-где он прерывается, потому что текли реки, были лужищи.
Но последние раскопы, например, у Мстиславской башни (5), показали, что в настоящее время нет курганных могильников, курганов только там, где археологи не копали.
Везде в остальных частях города курганы эти есть. Хоронили в них в основном по обряду трупосожжения.
Надо сказать, что находки были очень интересные. Пояс дорогой бронзовый. Такие пояса изготовляли в конкретных мастерских на территории Византийской империи. В юго-восточной Болгарии. Мастерские эти перестали существовать после походов Святослава. Хорошо датирующий захоронение артефакт. Потому что его не могли изготовить после 972 года.
Несколько позже, в начале XI века
в этих же курганах начинают хоронить христиан. Они довольно хорошо определяются. Во-первых, это уже трупоположение. Во-вторых, они ориентированы головой на запад.
Почти одновременно с этим возникает самая теперь известная часть могильника. Это так называемая "варяжская гостья", которая, конечно, и не варяжская, и не гостья, Но название прицепилось)).
Вот этот старо вознесенский (2) могильник, погребение которого носит явные скандинавские черты, какое-то время казался оторванным от общей части погребений. Но после работы на Мстиславских раскопах (5) видно, что менее богатые, но синхронные ему погребения людей социально высокого статуса с большими экономическими возможностями продолжают эту цепь.
Уже во второй половине XI века
могильник начинает заселяться. Псков жил очень скученно по сравнению с Новгородом. Средняя величина двора во Пскове почти в 2 раза меньше, чем новгородского. Дело в том, что Псков был пограничным городом и прятался за стены. До того момента, когда он стал самым сильным в регионе.
Тогда он стал расширяться и выплеснулся своими уже большими дворами на Завеличье.
На XII век
полоса от Ивановского до Мирожского монастыря – уже отличный городской район. С огромными дворами, мощными воротами и частоколами.
Это хорошо можно отследить по тому, что селились на известняковой скале и вырубали траншеи для частоколов и ямы для столбов как раз в этой скале. И когда мы видим диаметр ямы под воротные столбы толщиной в метр, можно себе представить, какое это было мощное сооружение.
В XII веке Псков – уже огромный город для средневековья. Застройка этого города полностью перекрывает то, что мы знаем на XV век. Около 100 га на это время. То же, что и в Новгороде.
Начиная с 1214 года усилились столкновения с ливонцами. И Завеличье (это по левому берегу) опустело. В одном из дворов обнаружилось более ста дорогих мелких находок. Но не нашли ничего крупного. Похоже, как следствие спешного ухода за стены.
Название "Варяжская гостья" спонтанно придумано
для общения с прессой. Самое интересное – две византийских монеты, которые давались девочкам (потому что им было до 12 лет, по тем временам – девушки) из свиты княгини Ольги при ее визите в Константинополь.
Споров вокруг подобных погребений много, но что важно, это одна из первых знатных христианок. Предположительно, не из приезжих, а именно псковичка. У нее даже крестик был под одеждой, то есть не как украшение, а "для себя". Непонятно, какого рода аристократия была похоронена в таких камерах.
Два женских захоронения с такими монетами еще были найдены: в Киеве и Гнёздове.
Салмин С.А. военный историк, старший научный сотрудник АНО «Псковский археологический центр». Реставратор археологических материалов
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.