Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Трамваи на ретрофотографиях. Выпуск 1

Подборка исторических фотографий трамваев на улицах Советских городов. Часть снимков сделаны уже в постсоветский период. 1. В Череповце Система многих единиц (СМЕ) из трамваев 71-605 с бортовыми номерами «103» + «102» на проспекте Победы в Череповце в начале 1990-х годов. Трамвай следует по 4 маршруту. Этот трамвай поступил в Череповец в 1984 году. В 1984-1994 годах трамвай был в составе системы многих единиц, которую в дальнейшем разъединили. В 2005 году трамвай 71-605 «103» проходил капитальный восстановительный ремонт с заменой кузова и был доведен до уровня 71-608КМ. 2. Служебные вагоны-вышки «ВВ-3» и «ВВ-4» в Ульяновске Одни из самых загадочных служебных Ульяновских трамваев. На фотографии запечатлены два вагона-вышки на базе двухдверных Tatra T3SU – «ВВ-3» и «ВВ-4». Оба трамвая базировались в Северном трамвайном депо, пока не были списаны. Вместе с этими трамваями трудился аналогичный «ВВ-5». Во второй половине 1980-х к ним присоединились еще «ВВ-6» и «ВВ-7». Трамваи «ВВ-3» и «ВВ

Подборка исторических фотографий трамваев на улицах Советских городов. Часть снимков сделаны уже в постсоветский период.

1. В Череповце

СМЕ из 71-605 «103»+«102», Череповец, проспект Победы, начало 1990-х годов. Фотография © Юрий З
СМЕ из 71-605 «103»+«102», Череповец, проспект Победы, начало 1990-х годов. Фотография © Юрий З

Система многих единиц (СМЕ) из трамваев 71-605 с бортовыми номерами «103» + «102» на проспекте Победы в Череповце в начале 1990-х годов. Трамвай следует по 4 маршруту. Этот трамвай поступил в Череповец в 1984 году. В 1984-1994 годах трамвай был в составе системы многих единиц, которую в дальнейшем разъединили. В 2005 году трамвай 71-605 «103» проходил капитальный восстановительный ремонт с заменой кузова и был доведен до уровня 71-608КМ.

2. Служебные вагоны-вышки «ВВ-3» и «ВВ-4» в Ульяновске

Tatra T3SU, вагоны-вышки «ВВ-3» и «ВВ-4», Ульяновск, улица Минаева, середина 1980-х годов. Фотография © Из архива МУП «УЭТ»
Tatra T3SU, вагоны-вышки «ВВ-3» и «ВВ-4», Ульяновск, улица Минаева, середина 1980-х годов. Фотография © Из архива МУП «УЭТ»

Одни из самых загадочных служебных Ульяновских трамваев. На фотографии запечатлены два вагона-вышки на базе двухдверных Tatra T3SU – «ВВ-3» и «ВВ-4». Оба трамвая базировались в Северном трамвайном депо, пока не были списаны. Вместе с этими трамваями трудился аналогичный «ВВ-5». Во второй половине 1980-х к ним присоединились еще «ВВ-6» и «ВВ-7». Трамваи «ВВ-3» и «ВВ-7» имели открытую грузовую платформу. В 1989 году списали «ВВ-5», заменив на двухдверную Tatra T3SU с бортовым номером «1061». Вслед за ним списали «ВВ-3» и «ВВ-4». На их замену так никто и не пришел. Для обслуживания трамвайной контактной электросети вполне хватало трех вагонов-вышек. «ВВ-5», «ВВ-6» и «ВВ-7» исправно трудятся по сей день…

А ведь были еще и трамваи «ВВ-1» и «ВВ-2», о судьбе которых мне неизвестно. Данная фотография сделана в середине 1980-х годов на улице Минаева.

3. Трамвай 71-608К на улицах Казани

71-608К б/н «1013», Казань, проспект Победы, остановка Закиева, весна 2000 года. Фотография © Илья Шалман
71-608К б/н «1013», Казань, проспект Победы, остановка Закиева, весна 2000 года. Фотография © Илья Шалман

Трамвай 71-608К 1993 года постройки на проспекте Победы на остановке Закиева весной 2000 года. Данный трамвай модели 71-608К с заводским номером 196 был произведен в январе 1993 года на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Поступил трамвай в депо №1, где ему присвоили бортовой номер «1013». Списан он был на рубеже 2000х годов. После списания бортовой номер «1013» был присвоен трамваю 71-605, который списали в 2008 году.

4. Опытный ЛВС-66

ЛВС-66 «1001» Ленинград, площадь Мира, 1966 год. Фотография © ТУ2-167
ЛВС-66 «1001» Ленинград, площадь Мира, 1966 год. Фотография © ТУ2-167

Один из четырех построенных опытных шестиосных сочлененных трамвайных вагонов ЛВС-66 с бортовым номером «1001». Этот опытный трамвай эксплуатировался в 1966-1982 годах в Ленинградском трампарке им. Котлякова. В декабре 1982 года был списан, в дальнейшем разрезан на лом металлов. Остальные три трамвая были списаны в 1985-1986 годах.

На фотографии обкатка нового подвижного состава ЛВС-66 на маршруте №3 в 1966 году. ЛВС-66 был запечатлен на площади Мира в Ленинграде. Обратите внимание на футуристические для тех лет формы трамвая.

5. Грузовой трамвай

Tatra T3SU б/н «12», Депо службы пути, начало 1990-х годов
Tatra T3SU б/н «12», Депо службы пути, начало 1990-х годов

Грузовой трамвай сделанный из чехословацкой Tatra T3SU с загруженным бульдозером ДТ-75 из депо службы пути Ижевска. Фотоснимок сделан в начале 1990-х годов.

Этот трамвай был произведен в 1972 году. В пассажирском варианте Tatra T3SU  эксплуатировалась в трамвайном депо №1 с бортовыми номерами «141» и «1141». В дальнейшем он был передан в депо службы пути, где был переделан в грузовой вариант и получил бортовой номер «12». В службе пути грузовой трамвай проработал до 2008 года, после чего был списан.

6. Трамвай-бар из Риги

РМ-68, трамвай-бар, Рига, улица Радио, 1989 год. Фотография © Архив Иржи Чекана (Jiří Čekan)
РМ-68, трамвай-бар, Рига, улица Радио, 1989 год. Фотография © Архив Иржи Чекана (Jiří Čekan)
РМ-68, трамвай-бар, Рига, улица Радио, 1989 год. Фотография © Архив Иржи Чекана (Jiří Čekan)
РМ-68, трамвай-бар, Рига, улица Радио, 1989 год. Фотография © Архив Иржи Чекана (Jiří Čekan)

Экскурсионный трамвай-бар РМ-68 на улице Радио в Риге в 1989 году. Как бар-кафе вагон трамвая стали использовать в 1989 году и принадлежал он Рижскому кооперативу «Esi vesels». До того как стать баром, вагон возил пассажиров по маршрутам, имел бортовые номера «90», а затем после смены нумерации – «4-90». Как бар он эксплуатировался тоже не долго и был списан в начале 1990-х годов. Свою карьеру трамвай-бар закончил в 3 трамвайном депо, где простояв списанным и брошенным несколько лет, он был порезан на металлолом.

7. Агитационный вагон

71-605 «101», Кемерово, улица Ноградская, 1982 год. Фотография © Архив трамвайного управления Кемерово
71-605 «101», Кемерово, улица Ноградская, 1982 год. Фотография © Архив трамвайного управления Кемерово

Трамвай 71-605 с бортовым номером «101» на улице Ноградской в Кемерово в 1982 году. Этот трамвай поступил в Кемеровский трамвайный парк №1 в ноябре 1982 года. В первый же год работы трамвай использовался в агитационных целях Государственной автомобильной инспекцией. На окнах трамвая были нарисованы дорожные знаки, на дверях – пояснения сигналов светофора. На борту вагона была поучительная надпись: «Иди через улицу где знаком указан, там пешеход тебе переход». Трамвай возил пассажиров до 1996 года, после чего был списан.

8. В депо

РВЗ-6М «236», «224» и «234», БССР, Витебск, трамвайное депо. Фотография © Архив Музея ВТТУ
РВЗ-6М «236», «224» и «234», БССР, Витебск, трамвайное депо. Фотография © Архив Музея ВТТУ

Трамвайные вагоны РВЗ-6М с бортовыми номерами №№ «236», «224» и «234» на территории Витебского трамвайного депо. Обратите внимание, что вагон «224» имел на своем борту надпись «Комсомольский», которая означала что на этом вагоне работал комсомольско-молодежный экипаж

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...