Вторая половина XIX века и начало XX прошли под знаменем подъёма и расцвета социалистических идей. А сам XX век – под попытки этот социализм построить. В прошлой статье я уже писал, что достичь его директивным способом по указке сверху не получилось и, наверно, не получится. Социализм должен наступить естественным эволюционным путём.
Все знают Карла Макса и его идеи, развитые Лениным о социалистической революции, но мало кто у нас знает другого теоретика социалиста.
Ещё на рубеже предыдущих веков пересмотр основных принципов марксизма был осуществлен немцем социал-демократом Эдуардом Бернштейном (1850-1939). По его словам, необходимость в этом была связана с тем, что уже многие позиции марксизма не соответствовали новейшей эпохе развития промышленности. Он изложил свое учение о «эволюционном социализме» в книгах «Возможно ли научное социализм?» и «Социализм и проблемы социал-демократии» в 1899 году.
Бернштейн считал, что самая существенная ошибка Маркса заключается в том, что он принимал «кризисы роста» капитализма в качестве его окончательного краха. На самом деле, ни одна общественно-экономическая формация, по классическому марксизму, не гибнет до полного развития всех производительных сил, для чего оно дает достаточный простор.
Капитализм в 40-х годах XIX века лишь создавал механизм саморазвития индустриального общества, окончательно сложившегося позже. Эти механизмы самореализации, которые способствовали развитию капитализма — рыночная экономика и демократия. Маркс недооценил эти два фактора.
Рынок и законы конкуренции вынуждали предпринимателей в погоне за прибылью уделять первостепенное значение не только «выжиманию пота», техническому перевооружению, но улучшению условий жизни наемных работников. Теория «абсолютного обнищания пролетариата» К. Маркса перестала соответствовать новым экономическим реалиям 80—90-х гг. уже XIX в. А промышленники понимали, что без образованного, здорового и сытого работника трудно конкурировать на рынке, поэтому они улучшали условия труда, повышали заработную плату, совершенствовали систему социального страхования и социального обеспечения. «Если победа социализма является имманентной необходимостью, — писал Бернштейн, — то в основание ее должно быть положено доказательство неизбежности экономического краха современного общества. Это доказательство еще не дано, оно не может быть дано»[1].
Кроме того, развивающееся профсоюзное и социал-демократическое движение толкало буржуазию идти на уступки, которые улучшали положение и уровень жизни рабочего класса. Это улучшение происходило с помощью частных реформу не выходивших за рамки капитализма.
Политическая демократия (всеобщее избирательное право, гражданские и политические права, полученные пролетариатом, социалистические партии и профсоюзы, которые действовали легально, парламентское представительство) способствовала вливанию рабочего класса в политическую систему промышленного общества. Прежний антагонизм между пролетариатом и буржуазией, который неизбежно вел к открытой классовой борьбе и социалистической революции, постепенно исчез. Пролетариат получил своих представителей в парламенте, он может отстаивать свои интересы, используя легальные средства политической борьбы: петиции, митинги, забастовки.
Бернштейн подвергает ревизии и учение Маркса о социалистической революции как единственном способе построения социализма. На место революции он выдвигает идею реформы. Революции опасны своими разрушительными последствиями: разрушением производительных сил и установлением хаоса. «Новый строй, принципиально отличающийся от буржуазного, — писал Бернштейн, — должен быть достигнут путем созидания, а не насилия, путем реформаторской работы по совершенствованию старого строя прежде всего на пути укрепления и расширения демократии».[2]
Бернштейн рассматривает вопросы связи реформы с революцией, программной целью и обычной деятельностью социал-демократической партии и предлагает новое понимание социализма: «Цель – ничего, движение – все». Социализм - это не конечная цель борьбы, как идея далекого будущего, но движение рабочего сообщества по совершенствованию условий ее теперешней жизни. Поэтому социализм возникает внутри капитализма через эволюционные изменения в буржуазном обществе. "Эволюционный социализм Бернштейна основывается на возможности реформировать положение трудящихся, не разрушив капитализм, а, наоборот, используя созданные им социальные богатства, созданные им.
Он предложил программу реформ для постепенного улучшения, трансформации капитализма, создания экономических и политических предпосылок перехода на социализм, призывал социалистов к постоянной и упорной борьбе за изменения в интересах трудящихся. Бернштейн утверждал, что реформирование, как и революция, дает возможность создать долговременные учреждения, преодолеть предрассудки, расширить кругозор масс.
Революция пригодна для того, чтобы устранить препятствия, на пути к прогрессу, которые поставлены привилегированным меньшинством. Силой революции является разрушение старого, но она не создаёт, потому что у революции чувства руководят разумом.
Напротив, достоинство реформ - это способность к творчеству, постепенному улучшению. Рассудок управляет чувством, изменения осуществляются законодательно, учитываются интересы каждого.
В социализме Бернштейна нет установления пролетарской диктатуры. Незрелость пролетариата не позволяет взять в руки власть и создать пролетарское государство.
В отличие от классовой борьбы как двигателя современного общества Бернштейн обращает внимание в новых условиях капитализма к сотрудничеству классов и солидарности в целях реализации национальных интересов. В этой связи буржуазные государства и права уже не имеют узкоклассического характера, деятельность их более не направлена на подавление рабочего класса. Рабочий класс является интегрированным в саму систему буржуазной политически, имеет гражданские и политические права. В связи с этим не репрессивные функции выходят на первое место среди государственных и правовых функций, а социально-гуманитарные, регулятивные функции. стремится предотвратить конфликтные ситуации. Бернштейн связывал социализм с демократией, правами человека, гуманизмом. В этом направлении должно идти и развитие государства.
Идеи Бернштейна стали теоретической основой доктрины и практики «демократического социализма», которая была успешно реализована социалистическими партиями в государствах Северной Европы (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии), Австрии, Швейцарии, обеспечивающих одни из самых высоких уровней жизни в мире.
Наследники Бернштейна помнили завет своего учителя о том, что социализм нуждается в науке об обществе как теоретическом путеводителе, он опирается на научное знание, которое исключает «законченность», неизменность и догматизм. По этой причине социализм как наука должен быть открыт для замены устаревших положений и пополнения новыми знаниями, соответствующими современной действительности.
Вышеперечисленные страны сегодня ближе всего находятся к построению социалистического общества. И делают они это путём реформ, без слома существующей системы, без убийств и гражданских войн. Путь реформ не обрекает людей на разруху и построение всего заново путём неимоверных усилий с напряжением всех сил, колоссальными затратами ресурсов, включая человеческих. Реформистский путь не предполагает опять всё сломать и терпеть пока жизнь наладится. Реформистский пусть медленно, но верно преобразует действительность в лучшее будущее, которое уже наступает в тех, странах, что осознали простую истину. Чтобы жить хорошо, не нужно каждые сто лет всё разрушать и строить заново, нужно сотни лет поступательно строить, развивать и улучшать.
Социализм неизбежен. В обществе растёт производительность труда, улучшаются технологии, накапливаются богатства. Со временем, и это уже происходит, развитые страны сталкиваются с ситуацией, когда у них есть всё для не просто выживания, а для хорошей качественной жизни и заставлять людей работать по 12 часов в сутки не нужно, так как нет столько работы. Все необходимые товары производит автоматика, а услуги не нуждаются в миллионах рабочих рук. Более того, сфера услуг тоже постепенно автоматизируется. Рано или поздно, большинство правящих элит осознает, что социализм это логичный следующий этап социальной эволюции и перестанут ставить ему палки в колёса. Не нужно строить социализм, нужно не мешать ему наступить. И он наступит.
Ниже ссылки на статьи с предложением как можно устроить социалистическое общество.
Нам нужен альтернативный экономический строй
Альтернативный экономический строй для нас
[1] Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? М., 1991. С. 21.
[2] Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М., 1901.С. 346.
Если вам понравилось творчество автора, вы можете приобрести его книги "Осаждённая крепость или кто такие русские" о политике и истории, для этого проходите по этой ссылке, и другую книгу автора "Кто правит миром?" по этой ссылке. Прочитать об авторе канала можно здесь.