В далеком 1904 году трое занятных людей шли к трамвайной остановке в Женеве. Две школьные подруги и муж одной из них громко обсуждали важные проблемы. В основном спорили барышня, заехавшая в гости к семейной паре, и невысокий, но очень громкий муж ее одноклассницы. Он дразнил барышню за ее либеральные взгляды, а она отвечала ему настолько едко, что мужчина начинал откровенно злиться. У него вообще была слабость - чужое мнение, да еще аргументированное, его приводило в ярость. На прощание, когда подошел трамвай, мужчина пообещал собеседнице:
- Подождите, мы таких как вы, станем на фонарях вешать.
- Я вам в руки точно не дамся.
- Это мы еще посмотрим.
На том и расстались.
Они еще не знали, насколько в итоге разойдутся их пути-дороги. И обе барышни, конечно не догадывались, что сторонники идей этого мужчины в январе 1918 года поставят к стенке сына другой их школьной подруги. А еще одного сына той же самой одноклассницы отправят в Коммунарку в 1937 году те, кто сделают из этого не высокого человека, спорившего на трамвайной остановке, нового мессию. А барышню, так ловко спорившую с не высоким оппонентом, на самом деле так и не достали.
Удивительное дело, насколько все сошлось в женской гимназии княгини Оболенской в 70-80 годах XIX века, когда в одном классе учились:
☑️Надежда Константиновна Крупская - жена Владимира Ленина. Тем невысоким мужем, спорившим с барышней в Швейцарии, был именно он.
☑️Вера Григорьевна Черткова - жена генерала и начальника Генштаба Евгения Генгросса. Единственная из подруг присутствовала на ТОМ САМОМ балу 1903 года, и попала в альбом с ТЕМИ ЗНАМЕНИТЫМИ нарядами. Это ее сына большевики поставили к стенке в январе 1918 года. А младший ее сын остался в СССР, чтобы получить свою пулю в 1937.
☑️Лидия Карловна Давыдова - первая жена Михаила Туган-Барановского. Туган-Барановский увлекался марксизмом, вместе с Лениным начинал работать над «Искрой». Но потом, как и многие, разругался с будущим вождем мирового пролетариата. В дальнейшем стал одним из видных кадетов, так сказать, «легальным марксистом». Впрочем, Лида, об этом уже ничего не узнала, она не пережила первых родов.
☑️Нина Александровна Герд - жена одного из самых видных и первых российских марксистов Петра Струве, умнейшего человека, вначале создававшего вместе с Плехановым и Лениным русский марксизм, но потом пришедшего к мнению, что идти надо другим путем. И в итоге разощедшегося с Лениным до полной вражды и борьбы против большевиков.
☑️И, наконец, она - Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс - барышня, занимавшаяся политикой, пламенный борец за права женщин, марксистка и кадетка-антимарксистка, журналистка и конспиратор, автор биографии Пушкина и просто женщина, на долю которой выпало столько приключений, что мало никому не покажется.
Не правда ли - какая-то особенно ядреная комбинация активных и известных барышень на один гимназический класс приходится! Вот такая была гимназия!
Ариадна прославилась еще в школьные годы. Дело в том, что ее старший брат подался в народовольцы. И когда его арестовали, а потом отправили в ссылку, то девочку исключили из гимназии.
Интересно как получается: Володю Ульянова - родного брата студента, готовившего покушение на царя, оставили учиться и потом приняли в университет. А вот с Ариадной Тырковой поступили резко, хотя ее брат был виновен меньше. Впрочем, это скорее инициатива на местах. В гимназии посчитали, что она оказывает отрицательное влияние на одноклассниц. Никто же не знал тогда, за кого повыходят замуж ее одноклассницы!
Впрочем, тогда она, конечно, оказалась не в самом хорошем настроении:
«Я была ошеломлена, растеряна, глубоко обижена, » - напишет потом сама Ариадна через много лет. Но с другой стороны это исключение только добавило ей популярности в среде молодых барышень: гимназисток и курсисток. Хотя и создало жизненные проблемы, которые пришлось решать. Выпускные экзамены в гимназии она, тем не менее, сдала и на Бестужевские курсы поступила, причем одновременно с Надеждой Крупской. И почти сразу вышла замуж, чтобы потом, через несколько лет уйти от мужа с двумя детьми. Не сошлись характерами. Так бывает в жизни.
В это же время так уж получилось, что одноклассницы Ариадны стали дружить с активными молодыми людьми, погруженными в изучение нового экономического светила - Маркса и его «Капитала»:
«… Три основоположника русского марксизма были женаты на моих школьных подругах...Благодаря им я рано познакомилась с русским марксизмом, вернее, не с марксизмом, а с марксистами. Теорию их я никогда не изучала и чем больше слушала длинные разговоры о Карле Марксе, его учении, его письмах Энгельсу, с указанием в каком издании, на какой странице находится та или иная цитата, тем менее было у меня охоты изучать его… (Они) были совершенно уверены, что правильно приведенные изречения из "Капитала" или даже из переписки Маркса с Энгельсом разрешают все сомнения, все споры. А если ещё указать, в каком издании и на какой странице это напечатано, то возражать могут только идиоты. Для этих начётчиков марксизма каждая буква в сочинениях Маркса и Энгельса была священна… »
Это просто прекрасная цитата, очень хорошо иллюстрирующая все эти оторванные от жизни увлечения молодых людей. Недаром потом Струве и Туган-Барановский отойдут от марксизма. И только твердолобый и несгибаемый Ильич останется марксистом в теории и маэстро политического маневра ради захвата власти на практике.
A Ариадна Владимировна, уйдя от мужа, столкнулась с необходимостью зарабатывать на жизнь самостоятельно. Впрочем она хотела эмансипации, так что её этот момент не пугал.
Так в ярославской газете «Северный край» появился журналист «А.Вергежский». Это Ариандна взяла себе мужской псевдоним по названию имения родителей. Писала она неплохо, фельетоны и рассказы «Вергежского» можно почитать в архиве этой газеты.
Параллельно она помогала доставлять контрабандой газеты политической направленности. Нет, не «Искру», там и без нее имелось достаточно курьеров. Она приняла участие в создании «Союза освобождения», а погорела на контрабанде журнала «Освобождение», который за границей издавал Петр Струве, муж ее школьной подруги. Ее даже приговорили к тюремному заключению, но удалось добиться освобождения по болезни, после чего Тыркова мигом оказалась в эмиграции, где вскоре познакомилась со своим вторым мужем - английским корреспондентом Гарольдом Вильямсом.
А потом грянула буря 1905 года, многие получили амнистию, смогли вернуться в Россию и заняться политикой. Ариадна Тыркова тоже вернулась и оказалась среди основателей партии кадетов. Вообще, мы как-то относимся к этой партии с ленинский позиций, мол - это были враги и соглашатели. На самом деле нет. В кадеты пошло очень много революционно настроенных молодых и образованных людей, считавших, что все эти эксы и прочие боевые дружины - это не метод, добиваться перемен следует законным путем. И надо сказать, программа то у кадетов была революционная. Только они не «исповедовали» ортодоксальный марксизм, а хотели не демагогией заниматься, а реальным делом в применении к Российской империи и ее реальному состоянию.
До самого 1917 года Ариадна Тыркова оставалась единственной женщиной в ЦК партии кадетов, работала журналистом, занималась общественной деятельностью. Все это давало повод противникам кадетов зубоскалить:
«В кадетской партии только один настоящий мужчина, и тот - женщина».
Ведь борьба за избирательные права для женщин наталкивалась в те времена на вот такие мнения:
«Женщины у нас не для избирательного права. Женщины у нас для того, чтобы смотреть за хозяйством, за детьми и за печкой».
Впрочем, нельзя сказать, чтобы совсем ничего не добивались. Но чтобы решить вопрос женского равноправия требовалось перелопатить большую часть законов империи. А на это, конечно, никто не шел, пока не грянул февраль 1917 года, Правда, за февралем наступил октябрь, И, конечно, Ариадна оказалась не на стороне мужа ее бывшей школьной подруги. Дороги разошлись целиком и полностью.
Сначала Ариадна просто уехала из России, потом вместе с мужем перебралась к Деникину, где работала в белогвардейской прессе и пропаганде. Но белые потерпели поражение и Тыркова оказалась за границей.
Там она тоже совсем не скучала. Опытной журналистке нашлась работа в эмигрантской прессе. А кроме того она занялась написанием обстоятельной биографии Пушкина. Настолько обстоятельной, что первый том вышел в 1929 году, а второй - в 1948 году.
Там в эмиграции она вспоминала, как отец пытался познакомить ее с православием. Однажды он подарил ей синодальное издание Евангелия и апостольских посланий:
«Я поблагодарила <…> Отец слушал мои вежливые слова, и тени набежали на его смуглое лицо с крупными скулами и темными красивыми глазами. Он поцеловал меня и сказал:
- Может быть когда-нибудь прочитаешь…»
В эмиграции нашлось время прочитать и проникнуться.
«Что имеем не храним, потерявши плачем».
Как часто мы вспоминаем эту пословицу, когда исправлять уже поздно.