Многие из нас слышали о китайском флотоводце Чжэн Хэ – смелом адмирале династии Мин. Этот человек, несмотря на то, что являлся евнухом, бороздил моря и океаны и бывал даже в далеких Африке и Аравии, не говоря уже о более близких и хорошо знакомых Поднебесной Индии и островах Малаккского архипелага. Мог бы отправиться и дальше – качество его кораблей это вполне позволяло. Но при другом монархе интерес к морским путешествиям резко упал, после чего флот был сожжен, и подобные экспедиции навсегда прекратились.
Многие обсуждали причины нежелания Китая участвовать в великих географических открытиях. В качестве аргументов обычно приводится то, что это очень большая и богатая на любые вещи страна; что благосостояния там привыкли добиваться усердным трудом, а не авантюризмом – сказывается, что это цивилизация рисовой культуры; что местные жители исторически были зациклены на самих себе, называя свою родину Срединным государством – пупом Земли, после которого одни только варвары.
Вероятно, все это действительно сказалось в психологическом плане – жители Поднебесной были домоседами, а их правители не имели желания финансировать морские походы, которые прибыли могли и не принести. Но мы обсудим совсем другие, объективные причины, которые помешали открыть Америку жителям этой страны. Уверяю вас, что тут нет никакой аномалии.
Первое, что следует напомнить – испанцы и португальцы совсем не собирались открывать новый материк. Они искали морские пути в Индию и Китай, поскольку товары, доставляемые оттуда по суше, сильно подорожали после возникновения Османской империи. Сначала моряки отправлялись на юг, пытаясь обогнуть Африку. Затем решили воспользоваться идеей о шарообразности земли и двинулись на запад.
Но для китайцев это не являлось проблемой. Товары их собственной страны остались востребованными, как и всегда, а маршруты торговли были давно известны – Великий шелковый путь проложили еще в античное время. Если кому-то и мешала османская экономическая блокада, то только не Поднебесной. Вот почему у них не было необходимости куда-то отправлять флот.
Вторая причина была не менее весома. Посмотрите на карту: Тихий океан просто чудовищно, невероятно огромен. В нем могли бы поместиться все земные материки, и еще бы осталось свободное место. Расстояние от европейского до восточного американского побережья составляет 4,5 тысяч километров на самом узком участке пути (правда, Колумб заблудился и все-таки плыл 6 тысяч с лишним).
Расстояние от Китая до Америки – почти десятка. При этом, если океанические течения и даже само вращение Земли несколько помогали европейским мореходам, то те же самые причины препятствовали бы китайским попыткам отправиться на восток. Хотя, да, с учетом их технологий такая экспедиция была бы возможной. Но пришлось искать бы обходные пути, вероятно, двигаться на север. Плавание продлилось бы несколько месяцев, а на каждом корабле можно увезти лишь ограниченное количество еды и воды.
И нужно помнить, что Тихий океан – он только по названию тихий. На деле из-за его грандиозных размеров тут случается куда большее количество бурь, чем, к примеру, в Атлантике. К тому же, это весьма сейсмоопасное место – тайфуны и цунами происходят практически каждый год и приносят немало бед. Китайцы об этом прекрасно знали.
Все это привело к тому, что Китай отказался от морской экспансии. Гораздо логичнее было покорять ближайшие к себе сухопутные территории, а именно – двигаться на север и запад. Так в итоге и случилось – Поднебесная поглотила Тибет, Синьцзян, Маньчжурию и Монголию, которые не являлись ее частью в прежние времена. Зато вплоть до 19-го века представление ее жителей об остальном мире все еще являлось довольно смутным.