Нидерландский художник Ян Стен (1626-1679) изобразил себя успешным серьёзным членом общества только один раз в своей жизни — на этом автопортрете. Причем, ничто на картине не выдает в этом солидном мужчине художника, разве что спрятанная правая рука — элемент, который часто отсутствует на автопортретах художников.
Данный портрет всегда вызывал неоднозначную реакцию у зрителей — его либо хвалили, либо сразу же отвергали. Так, в 1833 году арт-дилер Джон Смит назвал ее "безразлично написанной картиной". Тогда как Вильгельм Мартин, бывший директор Маурицхейса, писал о ней:
Сколько благоразумия и человеческого достоинства, какой проницательный взгляд у художника!
Проведенная в 1995 году комплексная реставрация картины открыла детали, которые сделали этот автопортрет более живым и интересным.
Так, на картине, мы видим, как художник, одетый в черный костюм с бантом на плече и широким белым жабо, кладет правую руку на спинку стула, стоя перед балюстрадой с видом на пейзаж. Позади него, слева, находится красная штора со шнуром с кисточкой. До реставрации и пейзаж, и занавес были скрыты за темно-коричневым фоном, который грозным облаком нависал над головой художника.
Ещё более интересные результаты дала рефлектограмма, показав первоначальную, довольно сильно измененную в последствии, задумку художника.
На ней мы видим энергичного, уверенного в себе мужчину с изрядной долей самоиронии, одежда которого дважды претерпевала изменения в процессе написания картины. Первоначально он носил большее жабо. Затем, заменил его галстуком того типа, который вошел в моду примерно в 1668 году. И в конце концов, вернулся к жабо, которое мы и видим на картине.
Стен также внес серьезные изменения и в свое лицо. Левый глаз изначально был несколько больше и расположен выше. И на лице была широкая улыбка с приоткрытыми губами (впечатление, создаваемое рефлектограммой о том, что видны зубы, создается трещинами в слое краски).
Эта переработка превратила оригинальный и очень прямой портрет в его элегантное подобие, выражающее более тонкую иронию.
Как классический портрет, это исключительная работа в творчестве Стена. Он написал его в стилистической традиции работ знаменитых портретистов того времени, например, Абрахама ван ден Темпеля (1622/1623-1672).
Стен много раз изображал самого себя на картинах, но чаще всего как участника веселых событий, происходящих на них. Его можно увидеть, например, на "Пире Антония и Клеопатры"...
... или "Веселой компании на террасе".
Но личные потери, пережитые Яном Стеном в тот период (его жена и родители умерли около 1670 года), видимо, привели к изменению первоначальной задумки.