Кирилл Войтюк, директор по развитию бизнеса Айбим, делится своим мнением об особенностях цифровизации строительной отрасли.
Цифровая трансформация строительной отрасли не всегда проходит гладко. Есть несколько категорий причин, затрудняющих процесс:
- Технологические: специфика и ограничения программных продуктов
- Бюрократические: множество требований со стороны регуляторов, при этом некоторые требования могут быть неструктурированы и неоцифрованы, сложны для автоматизации
- Социальные: привычки и наработанные навыки людей в компании, сопротивление новому
- Экономические: санкции на зарубежное ПО, неопределенная ситуация с лицензиями и технической поддержкой.
Помимо объективных препятствий, существуют стереотипы, которые также мешают переходить на новые технологии и методы работы. Заказчики говорят, что каждый проект уникален, стройка движется быстро и оцифровке не поддается. В этом есть доля истины: проекты всегда комплексные, и их сложность нарастает. Часто они реализуются в условиях высокой неопределенности, когда не все исходные данные есть, а соблюдение сроков оказывается важнее, чем эффективность. При реализации крупных проектов участников процесса очень много, им нужно как-то коммуницировать, но этому мешает различающийся опыт, а иногда и работа в разном софте. Поэтому выработка единого подхода и использование общего программного обеспечения затруднены.
В инвестиционных проектах затраты и сроки часто выходят за запланированные параметры. Одна из наших важнейших задач, как консультантов, – сделать график реализации проекта максимально точным, а прогноз актуальным.
Факторы, от которых зависит успех проекта
Основные проблемы любого строительного проекта – отступление от плана и низкая эффективность взаимодействия участников. Почему трудно сдавать объекты в срок и быть в бюджете? Это связано с очередностью основных этапов работ по проекту:
- Планирование
- Проектирование
- Закупка и поставка
- Строительство
- Ввод и сдача заказчику
- Эксплуатация
- Реконструкция
При этом случаются ситуации, когда приходится возвращаться к предыдущим этапам. Такие изменения могут существенно влиять на сроки и стоимости. Полностью их исключить невозможно, но это не отменяет осознанного управления изменениями. Допустимы, а иногда и просто необходимы корректировки проекта, влияющие на выпуск документации или на закупки. Но требуется быстрая оценка влияния этих изменений на проект и компенсирующие мероприятия, чтобы конечный срок не сдвигался.
На уровне взаимодействия участников также возникают проблемы. Вот 2 основные причины:
- отсутствие понятной регламентации взаимодействия
- существующие бизнес-практики участников
Каждая команда приходит на проект со своим опытом, и подстроиться под единый формат не всегда получается, а информационный поток становится дискретным.
Для успешной реализации проекта необходимо ответить на ряд вопросов:
- Правильно ли оценивается стоимость?
- Скоординированы ли ключевые предметные области (рабочая документация – поставка – строительно-монтажные работы)?
- Эффективно ли выбирается конечный исполнитель?
- Эффективно ли взаимодействуют участники?
- Что происходит на площадке и как выполняется запланированная работа?
Программные решения должны помогать решать эти вопросы, а компания-интегратор – глубоко погружаться в бизнес-процессы заказчика, чтобы внедрить технологию эффективно и максимально безболезненно.