Три месяца прожили мы с Сашей относительно спокойно, хоть иногда он и спрашивал про Вадима, на что я отвечала одинаково - что мы поссорились и больше Вадим в гости не приедет. Саша обычно на этом завершал расспросы. В конце марта в его состоянии появились изменения не в лучшую сторону. Вернулись истерики с драками, обычно ночью, около часа, полчаса драки с воплями, потом сон, как вырубило, до шести утра. Записались в два места сразу - к психиатру в психоневрологический диспансер, и в Индиго на день позже. Где-нибудь да предложат план лечения. Днем Саша проявлял беспокойство, на мои возражения или требования начинал сразу проявлять агрессию. Один раз настолько сильно ударил меня по лицу, что сломал очки. Хорошо, что были запасные, но со ссадиной на переносице я ходила с неделю. Малейшая просьба стала его раздражать, начал истерить без причины, например потому, что завернулся край носка. В две недели переломал почти все свои машинки, я просто не понимала, что происходит. На приеме в пнд ожидаемо ничего толком не назначили, порекомендовали увеличить дозировку, поскольку вес Саши выходил за рамки возрастной нормы. Я рассказала, что происходит, особенно подчеркнула нестандартную реакцию сына на лекарства, и что нам не все подходят, врач почти не фиксировала мои жалобы, а когда я спросила про то, когда же Саше поставят какой-либо определенный диагноз по поведенческим отклонениям, она просто пожала плечами, и сказала, что у детей с зпр такое бывает, просто увеличьте дозу лекарств, а насчет диагноза попозже поставим, понаблюдаем пока. Я поняла, что ничего тут пока не добьюсь, надеялась только на прием в Индиго.
Наш психиатр все внимательно выслушала, зафиксировала, спросила, на какие лекарства была нестандартная реакция. После этого обсудили те лекарства, которые Саша принимал сейчас, и врач обратила внимание, что уже пару лет сын принимает капли неулепtил.
- А Вам говорили про то, что со временем этот препарат может давать обратную реакцию? Думаю, из-за приема капель сейчас у Саши наступило обострение. Давайте поменяем на другой препарат, который он еще не пил, попробуем отследить реакцию. Сейчас выпишу рецепт, пока на месяц, если результат будет положительный, то через месяц придете без Саши, я выпишу рецепт на более долгий срок, чтобы не бегать за рецептом каждый месяц. А что врач из пнд?
- А ничего. Сказала, что при диагнозе зпр истерики - обычное дело, и препараты тут не при чем.
- Она в курсе вообще, какие препараты принимает ребенок?
- Конечно, я все копии назначений, и Ваши, и невролога из областной больницы, давала ей для ознакомления и она при мне их подклеивала в карточку Саши.
- Понятно, подшивала, читала и ничего не объясняла... Давайте я Вам расскажу - эти капли, при длительном приеме могут давать такие эффекты, от которых, в принципе, должны помогать. То есть поскольку Саша принимает их больше года, у него начался тот самый обратный эффект - истерики, агрессия, нарушения сна. На головную боль не жаловался?
- Нет, он вообще редко жалуется, только если очень сильно болит.
- Понятно. Значит, вот вам рецепт, лекарство относительно недорогое, но эффективное. давайте понаблюдаем, как Саша будет реагировать, смотрю, он сильно расторможен. Будем приводить в норму.
Я поблагодарила врача, взяла рецепт, и мы с Сашей тут же пошли в аптеку, лекарство, на самом деле относительно недорогое, но мне важнее было восстановить сон и снизить расторможенность сына, потому что на работе пока можно ходить в водолазках с длинным рукавом, но скоро будет тепло, и синяки на руках скрыть будет проблематично. К тому же, перед летними каникулами нужно Сашу привести в норму, иначе с ним будет не справиться.
В этом году я решила его водить до последнего возможного срока в сад, хотя бы и в подменную группу, если получится. Отпуск на летний период мне дают только две недели, а остальное время Саше надо с кем-то быть, и конечно, у меня не было другого выхода, как отвезти его в деревню к маме. Служба опеки от меня отстала, сразу же после того, как я получила справку в садике о том, что Такой-то ребенок действительно посещает коррекционную группу садика такого-то. А после нового года я узнала, что ту чиновницу, которая меня тогда вызывала в опеку, уволили из-за обвинений в коррупции. Вот это поворот! Однако немного неприятных минут она мне все-таки доставила, когда меня вызывали к нашему директору по персоналу и уточняли, что это за пометка в системе обо мне, как о неблагополучном родителе. Я была в шоке от того, что это дамочка оставила такую информацию без подтверждения, без какого-либо ограничения меня в правах, и т.д. После ее увольнения базу подчистили, воспитатели говорили, что был уточняющий звонок из опеки по поводу посещения сада Сашей.
Через неделю начала приема нового лекарства Саша начал стабилизироваться. Первыми ушли дневные истерики и раздражительность, потом наладился сон, и воспитатели отметили, что сын стал спокойнее, лучше воспринимал обучение, дольше был сосредоточен. Дома он мог долго сидеть перерисовывать слова из журналов, теперь в супермаркетах он непременно просил взять рекламный журнальчик, потом долго его рассматривал и рисовал буквы интересной формы. Раскраски тоже шли в дело, но их он просто заполнял цветом, аккуратно, но как бы по обязанности.
Стереотипные движения никуда не делись, они остались и продолжали развиваться. Врач сказала, что Саша таким образом сбрасывает напряжение. Дома он крутился на линолеуме в носках, так что носочки у сына "горели" на ногах. К вращению стали добавляться звуки, он гудел монотонно, изредка взвывая на более высокие тона, и в этот момент его невозможно было остановить, настолько он был увлечен. Я была рада хотя бы тому, что ночные драки прекратились, и с рук сошли синяки. Неожиданно позвонил Слава и попросился к Саше в гости, сказал, что у него есть новости.
Я разрешила ему прийти к нам в гости на этот раз, поскольку он не знал о моем разрыве с Вадимом. Слава пришел, посидел с ребенком, поиграл, и, когда он уснул, мы с ним сели попить кофе, я все ждала, когда он мне сообщит наконец ту новость, ради которой пришел.
- Ты знаешь, я с Таней все-таки теперь живу, вернее, она со мной живет - помявшись, сообщил бывший муж.
- Поздравляю, - нейтрально сказала я, - а что ты так стеснялся, у вас же отношения были, еще когда ты меня в кафе на разговор позвал? Наладилось у вас, я рада. Или есть что-то еще?
- Понимаешь, у Тани это первый брак, а ей уже тридцать два и, в общем, так получилось....
- Получилось, что она захотела ребенка и, скорее всего, уже беременна, я права? - спокойно глядя на него, я сделала глоток из чашки.
- В общем, да. Узи делали, будет мальчик.
- Ну так поздравляю, в чем же загвоздка?
- Таня не хочет, чтобы я платил большие алименты.
- Поясни, а где они большие? Ты мне в среднем даешь три-четыре тысячи в месяц, лекарства Саши не компенсируешь, не одеваешь и так далее.
- Она считает, что если с рождением ее, то есть нашего, ребенка я буду продолжать платить, то наш с ней сын будет хуже обеспечен.
- А она что, не работает, и декретных у нее не будет? Я бы поняла еще, если бы у тебя алиментные выплаты были тысяч по двадцать, так ведь нет - я уже злилась. - Напоминаю, что Саша тоже твой сын, и был рожден вполне себе желанным ребенком. Теперь получается, что ты не готов давать даже ту малость, которую платишь. Я правильно поняла?- наш разговор, хоть и велся шепотом из-за спящего рядом Саши, но накал эмоций был силен, я даже осипла.
- Ну, это временно, пока не подрастет хотя бы до года, а там Таня выйдет из декрета.
- Давай закончим разговор. Я так поняла, что вы с Таней семейный кодекс не читали, поэтому я буду подавать на алименты через суд, раз ты по-доброму не хочешь обеспечивать своего ребенка.
- Ну что ты так сразу, я же сказал, что это временно.
- Нет ничего постояннее, чем временное. Подумай о том, что весь уход и лечение на мне, может, совесть где-то проснется, а теперь - иди к Танечке, передавай пламенный привет.
Слава молча оделся и вышел, я с силой захлопнула за ним дверь секции, была просто в бешенстве.
Продолжение
"Всегда терпеть боль и нести ее в себе - невозможно. Посвящаю свою историю все мамам душевнобольныx детей. История реальная, случилась со мной, изменены только имена."