Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Детская сексуальность

Тему детской сексуальности не принято обсуждать, поскольку данное выражение звучит скорее как перверсия. Большинство людей придерживаются мнения, что сексуальное развитие ребенка начинается с пубертата. В этот период ребенок проходит процесс сепарации от родителей, и химизация телесных процессов направляет ребёнкана выбор сексуального объекта.

З. Фрейд вводит в понятийный аппарат слово либидо. В данной теории либидо — это форма психической энергии, такой как желание, влечение, имеющее своей целью получение разрядки, удовольствия. При определении стадий психосексуального развития Фрейд указывает на смещение либидиозной энергии по эрогенным зонам человека.

Кроме того, З. Фрейд освещает так называемую инфантильную амнезию, которая присутствует почти у всех людей с раннего детства до шестого или восьмого года жизни. В процессе анализа можно обнаружить моменты вытесненные памятью или закрытые покрывающими воспоминаниями. Поскольку в детском возрасте можно совершать поступки, которые не обуславливаются социальными нормами, дети ведут себя свободно и непосредственно. Возможно, какие-либо воспоминания, являясь слишком травматичными для психики, покрываются другим или вытесняются.

Следует отметить, что проявляться детская сексуальность может в разных формах. Одна из них сосание. Младенец сосет материнскую грудь, которая одновременно на тот момент является сексуальным объектом. Ему нравится процесс сосания, он получает удовольствие, которое потом хочет повторить с другими объектами. Источником удовольствия на данном этапе является рот.

Фиксации на данной стадии приводят к появлению различных вредных привычек во взрослом возрасте, как то, курение, сосание пальцев или других участков кожи, необходимость нахождения во рту различных предметов (карандаши, ручки, постоянное нахождение во рту жевательной резинки и прочее), употребление нецензурной лексики, расстройство пищевого поведения.

Как указывает З. Фрейд, поскольку сексуальное влечение ребенка в данном возрасте не направлено на внешние объекты, оно направлено на себя, ребенок аутоэротичен. Те детские ощущения удовольствия, которые он испытывал при сосании материнской груди, уже во взрослом состоянии, он пытается пережить снова. Опыт насыщения и получения удовольствия от сосания груди, ищет повторения и является в какой-то мере потребностью в жизни как ребенка, так и в последующем, взрослого человека с другими объектами. Он будет искать его повторения путем поиска аналогов материнской груди (это могут быть губы другого человека, другие участки тела).

Можно также провести аналогию с расстройством пищевого поведения, в частности, с компульсивным перееданием. Человек может искать удовольствие в бесконтрольном приеме пищи, поскольку рот также является эрогенной зоной, и получение удовлетворения зависит от постоянного наличия внешнего стимула в виде еды. Кроме того, это может быть связано с подавлением эмоций, невысказанностью и прочими фрустрационными моментами.

Анальная зона, по мнению Фрейда, также может быть пригодна для содействия присоединения сексуальности к другим функциям тела. Дети также могут использовать эрогенную раздражимость анальной зоны. Источник удовольствия смещается на анальную область. Они могут целенаправленно задерживать каловые массы для того, чтобы вызвать сильные мышечные сокращения, и при акте дефекации у них, помимо болевых ощущений, возникают ощущение удовольствия, своего рода мастурбация. Кроме того, удерживанием каловых масс, они могут привлекать внимание родителей, а также манипулировать ими, что вызовет еще и эмоциональное удовольствие, также могут возникнуть садомазохисткие тенденции. Фиксации на данной стадии могут формируют определенный характер ребенка с переносом во взрослую жизнь.

Нарушения развития ребенка в анальной стадиимогут привести к формированию анального характера, который характеризуется некоторыми полярностями. С одной стороны, такие люди могут быть до крайности чистоплотны, пунктуальны, дотошны, вести себя часто навязчиво, достигать своих целей напролом. Они нередко не могут себя контролировать, при этом может присутствовать эмоциональная ригидность, жестокость в общении с окружающими. Другой крайностью для носителей анального характера является нечистоплотность, неточность, непунктуальность, также носящая характер чрезмерности.

Говоря об эрогенных зонах детского тела, нельзя не сказать о генитальных органах, при раздражении которых, также появляется возбуждение. Действие, устраняющее раздражение, дает удовольствие. Данными действиями может быть потирающее прикосновение, рефлекторное надавливание на органы или смыкание бедер у девочек. На данной стадии развития, ребенок начинает проявлять повышенное внимание к своим и чужим половым органам, искать в них сходство или различие.

На этом этапе ребёнок может компенсировать тревожность, одиночество, недостаток внимания повышенному уделению внимания к гениталиям.

В данном случае, в качестве проявления детской сексуальности, следует упомянуть эрекцию у мальчиков. Это нормальное явление, по наличию которого, у родителей не должно возникать вопросов.

Дети в раннем возрасте не подвержены влиянию и мнению социума. Они не знают и не понимают социально- ограничивающих конструкций, с которыми общество связывает чувство стыда. Они могут находиться нагие, рассматривать при этом других обнажённых детей, людей, интересоваться как они устроены.

Необходимо отметить, что мальчики, в процессе наблюдения и выявления того факта, что у девочки, у мамы отсутствует пенис, переживают комплекс кастрации. У девочки же, в свою очередь, может проснуться зависть к пенису.

В возрасте от пяти до шести лет начинается латентный период развития ребенка. В этот период утихает инфантильная сексуальность и снижается интерес к сексуальной стороне жизни, гениталиям. В этом возрасте ребёнок социализируется, занимается творчеством, спортом. Латентный период как бы разделяет фазы психосексуального развития, поэтому Фрейд говорит о двух периодах развития сексуальности.

В период пубертата происходит половое созревание. Примерный возраст с 12-14 лет. У ребенка формируются вторичные половые признаки, либидо направляется на какой-либо внешний объект, формируется подростковая сексуальность, эрогенные зоны фокусируются на генитальных. Сексуальный процесс направлен на достижение удовольствия и освобождению от сексуальных веществ, а наличие сексуального напряжения приносит неудовольствие. Сексуальность может проявляться в форме мастурбации. Поскольку на этой фазе развития происходит, в том числе, химизация физиологических процессов, а также ярко проявляется фрустрация, ребенок находится в состоянии эмоциональной нестабильности.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что значение детской сексуальности играет большую роль в становлении как личности ребенка, так и его сексуальной жизни в целом, влияющим на его поведение во взрослом возрасте. Прожить этично все стадии развития удается не всем, я бы сказала, что не многим. Даже при наличии имеющейся информации, родители не могут идеально и сглажено дать ребенку развиваться. Я думаю, это условно нормальный процесс становления личности, без получения травм формирование личности невозможно.

Автор: Ольга Краева
Психолог, Осуществляю частную практику

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru